desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Вздох / Soom (реж. Ким Ки-дук, 2007)

ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА

50.54 КБ

Фильм Кима Ки-дука — такое словосочетание уже само по себе звучит, как магическая формула для синефилов. Этот южнокорейский режиссер за неполное десятилетие своей активности в кинематографе использовал, казалось бы, весь свой арсенал необычных образов, оригинальных приемов, шокирующих сцен. Уже вроде бы нечему удивляться, он должен быть узнаваем и предсказуем от первого до последнего кадра. Но нет — новый фильм «Вздох» (Soom) поражает с новой силой.

У Ки-дука всегда сходятся в поединке жестокость и любовь. Иногда побеждает первая, и тогда выходят безнадежные жуткие картины, например, «Остров» (2000 год) или «Адрес неизвестен» (2001 год), иногда — вторая, и тогда появляются изысканные и просветленные истории наподобие «Пустого дома» (2003 год) или «Весны, лета, осени, зимы… и снова весны» (2003 год), но, в любом случае, это — изысканная битва, даже слишком мрачный или не очень удачный фильм визуально будет очаровывать. Так и во «Вздохе» — гамма кадра строится из каких-то чрезвычайно распространенных, почти банальных элементов природы и быта — от активных красок одежды или интерьера — до белизны снега, от монотонных стен тюрьмы — до неожиданных в этих стенах цветов или ярких обоев, которые приносит с собой героиня по имени Юн. Она устраивает странные праздники для одного из заключенных, Янга, который, ожидая выполнения смертного приговора за убийство своей семьи, пытается еще в камере наложить на себя руки. У Юн — своя беда: кризис в отношениях с мужем, переросший в полное отчуждение. Каждый раз, приезжая к Янгу, она устраивает для него праздник — весну, лето или осень, одеваясь (посреди зимы!) в соответствующие платья, украшая комнату свиданий обоями с сезонными пейзажами и исполняя под магнитофон беззаботные песенки о любви. Однако вся история вовсе не так проста, как кажется сначала.

Ключевое понятие для режиссуры Кима Ки-дука — пластика. Пластика кадра — в умении уравновешивать самые яркие цвета так, чтобы они находились в идеальной гармонии. Что же касается актеров, то режиссер жестко ограничивает их возможности спрятаться за словами, развесистыми монологами или диалогами. Исполнители у Ки-дука работают в первую очередь телом, лицом. Чрезвычайно продуманным и важным является любой жест, любой нюанс мимики. В этом смысле трудно кому-то даже отдать преимущество. И китайская звезда Чан Чхен (Янг), и Пак Чжи-А (Юн), и Ха Чун-ву (муж Юн) — актеры, которым, кажется, подвластны любые эмоциональные состояния, любая вспышка страстей. Особенно это касается Чана Чхена и Чжи-А — эта удивительная пара, в которой каждый ведет свою игру, — достойные противники, и финал их противоборства до конца непредсказуем. Насколько Чхен с его немного дикой красотой кажется затаившимся зверем, настолько разносторонней предстает Юн: Чжи-А проводит свою героиню через такие поразительные трансформации — от отчаянной, на грани аутизма молчаливой грусти, через вспышку кокетства, игривости, сексуальности, вплоть до перевоплощения в обезумевшую, кровожадную менаду — что иногда трудно поверить, что это одна и та же женщина.

53.92 КБ

Опять-таки стоит заметить, что умение Ки-дука выстраивать нестандартные сюжеты здесь сказывается особенно эффектно. Это нужно уметь придумать: даже не любовный треугольник, а квадрат — между женой, мужем, заключенным убийцей и его тюремным любовником. Смесь — просто взрывная, однако взрыв вздымается с совсем неожиданной стороны. И весна — настоящая, не на обоях — не наступает, вместо нее — туман, который в конечном итоге примиряет тех, кто искал мира, и покрывает смерть тех, кто должен был умереть. Кто-то опять приобретает возможность дышать, а у кого-то забирают последнее дыхание. И вот лучший эпилог к этой истории, составленный самим Кимом Ки-дуком:

«Если ненависть — вдох, то прощение — выдох
Если ревность — выдох, то сочувствие вдох
Если надежда — вдох, то капитуляция — выдох
Пока мы дышим, мы смешиваем и совмещаем
Перемешанные таким образом, даже масло и вода становятся единым целым
Как долго еще я должен соединять людей, прежде чем прекратить это дурацкий крестовый поход?
Все мы чувствуем себя теми, кто ожидает казни
Пока не задохнемся».

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments