Максим Александров (ma79) wrote in kinoclub,
Максим Александров
ma79
kinoclub

  • Music:

"Александр" (Alexander), реж. Оливер Стоун

Самый громкий, безусловно, релиз ноября пойдет на российских экранах со среды - я, пользуясь своим нынешним журналистким статусом посмотрел его накануне. Прямо скажем, я был разочарован.

Вряд ли бы эту картину ждали с таким нетерпением, если бы не имя режиссера. Оливер Стоун - личность, не побоюсь этого слова, легендарная. Конечно, и у него случались неудачные фиьмы - типа "Взвода", но он всегда отличался умением не слишком стандартно мыслить (по меркам большого Голливуда, конечно), смелостью и несколько измененным восприятием действительности. Слухи вокруг ленты ходили весьма обнадеживающие - скажем, много говорилось о том, что Стоун, вопреки нажиму продюсеров, решился отразить на экране такие скользкие моменты, как бисексуальность великого полководца (кто читал греческие легенды и мифы, я думаю, не будет спорить, что гомосексуализм в Древней Греции был явлением настолько распространенным и даже не предосудительным, что дружба Александра с его полководцем Гефестионом наверняка включала в себя и постель) и его сложные отношения с матерью и отцом.
Выйдя из "Ролана", я сказал фразу, которая на мой взгляд говорит о фильме все. "ТЕМА ЕБЛИ НЕ РАСКРЫТА" (с) Ну да. Режиссер постоянно подмигивает нам с экрана и намекает - Александр Македонский, между прочим - голубой. Они с Гефестионом (женоподобность Джареда Лето здесь такова, что некоторым гомофобам просто физически трудно на него глядеть) много обнимаются, смотрят друг на друга с тоской, говорят трогательно тоненькими голосками "Я люблю только тебя". И
все. Лучше бы просто трахнулись в кадре, ей Богу... А то Стоун все пытался и колбаску съесть, и и яйца себе не отдавить - мол, был, был.. а может и не был.... думайте сами.. Чего стеснялся-то? Когда Александр ложится в постель, под томную музыку оборачивается к слуге и царственным жестом машет ему пальчиком - это намек, конечно. Так нет, Стоун стыдливо дает монтажную срезку и больше на эту тему - ни гу-гу.
Впрочем, самое худшее не это. Не раскрыта другая тема - которая, собственно и является ключевой. В любом биопике о великом человеке всем авторам приходится сталкиваться с одной и той же проблемой - не будучи самому великим, очень трудно изобразить величие на экране. За весь фильм так и не высказывается ни одного соображения о том, ПОЧЕМУ же собственно Александр Македонский стал властелином половины мира. Если, конечно, не считать за таковые его пламенные (и невозможно
банальные речи) перед воинами - на уровне "Мы сражаемся за свободу Греции" (это посреди Малой Азии, в нескольких тысячах километров от дома! чисто американско-советская великодержавная логика). Сводится все в итоге к тому, что "наши победили, потому что наши лучше всех". Не менее забавны потуги оправдать все походы АМ его мечтами о "освобождении мира". Ага, ага. Он мечтатель был, дивный новый мир строил.... Павка Корчагин, понимаешь.
Видим же мы на экране женоподобного плаксивого молодого человека, за которым по каким-то неведомым причинам топает толпа мужиков - ни с того, ни с сего он всех громит, потом громят его, потом он умирает, потом империю растаскивают на кусочки - и от всего величия не остается ничего, кроме старикана с книжкой и лицом Энтони Хопкинса (это типа Птолемей). Фильм о бренности всего сущего? Но почему тогда АМ постоянно все называют Великим, раз он оказался обычным лузером? Почему все великие завоеватели всех времен брали его за образец?
Бессмысленное кино о бессмысленном герое. Кстати, вина во многм лежит на исполнителе главной роли - мне симпатичен Колин Фаррелл, но он зачем-то в этой ленте играет не Александра, а Леонардо ДиКаприо в роли Александра.
Еще Оливер Стоун решил взять на себя просветительские фнукции - и показал таки нам, недотыкомкам, что такое "эдипов комплекс". Спасибо ему за это. Недотыкомки Прониклись. Тыкомки в очередной раз подумали, что Фрейду не стоило публиковать свои работы - слишком много кретинов их прочитало.
Про исторические недостоверности и говорить не буду. В конце концов - я не специалист (хотя все-таки уверен, что негров в Туркмении тогда не водилось).
Нет, есть в фильме и плюсы. К ним бы я отнес:
а) великолепные, по настоящему жестокие батальные сцены (с отрубанием хоботов и скашиванием ног). Вот только в сумме эти две сцены занимают примерно минут 20. А все остальное время зрители вынуждены слушать сверхбанальные поверхностные рассуждения о свободе и предназначении (сценарист Фрэнка Геберта начитался, что ли?).
б) отличное исполнение роли матери Александра Анжелиной Жоли. Олимпиада (это имя у нее такое) получилась на славу - абсолютно безумная, с истеричным блеском глаз, но при этом ни разу за фильм не давшая волю пылающим внутри нее эмоциям - Сука, какие бывают только в жизни (в кино таких показывать обычно боятся).
Самая явная паралллель у "Александра" намечается с "Бандами Нью-Йорка" Мартина Скорцезе - вновь мальчишка-герой, непонятным образом одерживающий победы, вновь огромный хронометраж (3 часа), несмотря на который в сюжете явно присутсвуют огромные дыры, вновь несколько удачных сцен и идей (ни одна из которых так и не доведена до конца). К сожалению, еще один мэтр потерпел поражение в борьбе с собственным эго.

В итоге что мы имеем? Очередной из (как гробы после вождя) поваливших косяком на волне успеха "Гладиатора" (вот кстати - пример для подражания Стоуну - в смысле гармоничности, зрелищности и внятности) "пеплум", в котором чувствуется интересная задумка, но который большую часть 180-минутного пребывания в кинозале вызывает смесь тошносты с зевотой (весьма, я вам скажу, неприятное чувство).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →