MVer (m_oduvanka) wrote in kinoclub,
MVer
m_oduvanka
kinoclub

Lili Marleen/Лили Марлен (1981)

Здравствуйте! Представляю вашему вниманию и суду доклад - мой первый пост в киноклубе.
Хочу рассказать о картине "Лили Марлен" Райнера Вернера Фассбиндера, немецкого режиссера, актера, сценариста, одного из самых ярких авторов европейского интеллектуального кино. Фассбиндер за 37 лет жизни успел снять более 40 картин. "Лили Марлен" – одна из последних его работ, а также одна из самых кассовых и понятных. Фильм рассказывает историю песни, ставшей символом нацистского режима. Думаю, не всякий режиссер решился бы разрабатывать эту тему в Германии начала 80-х – в стране, где все новые поколения, рождаясь, привыкали к гнету общенациональной вины.

Действие происходит в 1938 году. Певицу кабаре, немку, живущую в Швейцарии, семья ее любимого не одобряет и хитростью высылает в Германию. В Берлине певица записывает на пластинку песню немецкого часового. Песня "Лили Марлен" приходится по душе ее современникам, и Вилли в одночасье делается звездой, любимицей миллионов солдат по обе стороны окопов. В ходе войны под прикрытием концертной деятельности героиня участвует в подпольной антифашистской работе.
Эта картина о том, как произведение искусства может менять судьбы людей – как отдельно взятых, так и целых поколений. И влияние это не всегда благостно и однозначно. Песня часового Ханса Ляйпа, который в далеком 1915 году, стоя на посту, мечтал о встрече со своей девушкой (хоть с какой-нибудь из них, с Лили или с Марлен) теперь заставляет аполитичную женщину петь на фоне свастики, а ее слушателей – иначе относиться к войне, смерти, вражде, страху, любви. Во время ежевечернего исполнения Лили Марлен по радио Вермахта на линии фронта переставали раздаваться выстрелы и разрываться снаряды. Каждый солдат чувствовал, что спетые певицей слова предназначались ему. Как, наверное, глупо казалось отдавать свою жизнь за чужие интересы, когда кто-то так умеет ждать, как передает это своим голосом Вилли.
Та же песня окончательно разлучает певицу с оставшимся в Швейцарии любимым мужчиной, который вовсе не может похвастаться арийским происхождением. За годы войны, когда Роберт Мендельсон не мог въехать в Германию, а она – вернуться в Швейцарию, он подчинился воле родителей и женился на другой.
Главную героиню сыграла Ханна Шигула, любимица и подруга Фассбиндера. Ее прототип Лале Андерсен к 1938 году успела стать матерью троим детям и развестись с мужем, чтобы отправиться на поиски успеха. Но сама по себе слава не так была важна для нее, как иные составляющие качества жизни, например, любовь. Именно такую женщину, рискующую и азартную, умеющую любить и выражать свои чувства, мы видим в актерской работе Ханны Шигулы.
Очень земная женщина, не намного более тщеславная, чем большинство из нас, Вилли каждый вечер поет Лили Марлен для солдат, для верховного германского командования, в госпиталях, на фронте – и мы можем наблюдать, как под влиянием окружающих событий песня меняется вместе с певицей. На протяжении фильма пять куплетов песни звучат несколько раз, и как по-разному игра и весь облик актрисы передают настрой момента. От неуверенного, еще неоформленного исполнения в кабачке до победоносного упоения тем, что она оказалась на большой сцене, от полномерной эстетики фашизма до суицидального отчаяния, когда только то давало ей силы выйти и спеть, что ее возлюбленный жив. И в этом эпизоде Вилли являет такие величие и силу духа, что трудно удержаться от слез.
Лили Марлен – это ведь и очень антивоенная песня, не случайно Геббельс возненавидел ее и запретил, объявив упаднической пошлостью с душком мертвечины. И так же не случайно Марлен Дитрих заново открыла и прославила эту песню для послевоенных поколений, когда пела ее на протяжении всей эстрадной карьеры, наряду с такими пацифистическими шедеврами, как "Where have all the flowers gone" Пита Сигера.
Но это будет позже, а зрители вместе с героями фильма погружаются в те времена, когда мир еще не втянут во Вторую Мировую войну и немногие люди и в Германии, и за ее пределами могут или хотят представить, какой масштаб злодеяний будет связан с именем лидера национал-социалистической партии. "Я просто снимала фильмы", говорит Лени Рифеншталь, создатель заказанных фюрером лент, прославляющих мощь и величие Третьего рейха, может быть, самых сильных и талантливых пропагандистских фильмов в истории. "Я просто пою песни", - устало оправдывается устами Вилли Лале Андерсен, по автобиографической книге которой снят фильм "Лили Марлен". "Мы не знали, мы ничего не знали", - подытоживает вдова нацистского офицера, которую Марлен Дитрих сыграла в фильме 1961 года "Нюренбергский процесс" Стенли Крамера.
Эти сопоставления наводят на мысль, что и об ответственности творческого человека заставляет нас задуматься режиссер. С высоты прошедших десятилетий мы можем рассуждать, где черное и белое, но как должна была поступить Вилли? Любым путем покинуть Германию, когда уже не было сомнений в чудовищной неправоте воцарившегося в ней режима? Певица оставалась, продолжая этому режиму служить и не без удовольствия пользуясь выгодами от приближенности к руководящей верхушке, но при этом по-прежнему своей песней помогая солдатам смириться и справиться со всем, что их ждет, и напоминая им о том, что важнее войны и смерти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments