ubermensch_ru (ubermensch_ru) wrote in kinoclub,
ubermensch_ru
ubermensch_ru
kinoclub

Categories:

ДИ: творчество Ларри Кларка.

Я не являюсь большим любителем писать рецензии на откровенно слабое кино, но так как планирую через несколько месяцев запустить цикл статей "Дегенеративное искусство", решился-таки размяться на творчестве Ларри Кларка.

…"Ну,прямо как у Ларри Кларка!" пошутил кто-то из моих друзей, пока я наблюдал за двумя целующимися девушками в озере. "Бесстыжие лесбиянки",- непроизвольно подумал я, - "какого чёрта они вытворяют у всех наглазах? На пляже детей больше, чем в детском садике около моего дома…подают подрастающему поколению пример неконтролируемого гомосексуализма". От тяжких дум о пользе массовых расстрелов меня отвлёк скрипучий голос, обращённый к моей скромной персоне.

- Вадим, а тебе самому какой фильм Кларка больше всего нравится?

Я надел тёмные очки и развалился на покрывале, лениво отмахнувшись от К.,так как никакого Ларри Кларка не знал, да и вообще прослушал, в чём суть разговора.

- Лично мне этот Кларк не нравится! – сказала Л. и издала странный звук, - Пхе! Порнограф какой-то! – и снова повторила с удвоенным презрением, - Пхе!

- Пхе? – переспросил «скрипучий голос».

- А что…нет? – уже без особой уверенности промямлила Л.

- Ну, знаешь! Там смысла-то побольше будет, чем просто сиськи с письками!

- Сиськи с письками? – ловко вклинился я в дискуссию.

- Не только сиськи! – проскрипел К.

- И не только письки? – пытаясь расшевелить разговор, уточнил я.

- Ага! – К. расплылся в дружеской улыбке.

- Ну, ладно, - "сдался" я, - рассказывай, что за Кларк.

- Да нечего тут и рассказывать, сам можешь посмотреть, - с наигранным безразличием ответил товарищ.

Натурально акт манипуляции. Пришлось обратиться за разъяснениями к Л., которая, в порыве воинствующего дилетантизма, несла какую-то околесицу, в то время как К. валялся рядом, явно подслушивая нашу беседу, и таинственно при этом ухмылялся.

- Да правильно тебе говорят – сам посмотри, посмотри…если, конечно, тебя не вытошнит! – прокричала Л. и уставилась на меня, как узник концлагеря на колбасу.

- С желудком проблем не имею…

- Ещё как заимеешь! Заимеешь! – Л. вскочила с покрывала на горячий песок и начала нервно приплясывать, яростно жестикулирую. - Вот с «Деток»начни. Самый безобидный. Фильм про подростков, которые шпокаются, курят траву, бухают…и при этом они все спидовые!

- Подростковый трэш? – удивился я и посмотрел в сторону К., безмолвно обвиняя его в дурном вкусе.

- Экзистенцианальная драма! – довольно выпалила Л. заранее заготовленную шуточку.

- Экзистенциальная?

- Именно что экзистенцианальная!

- Напомню тебе, что даже Бергмана обвиняли в извращениях. Взять хоть «Молчание» или «Персону», - я уже начал невольно заступаться за неизвестного мне режиссёра.

- Тут, Ваденька, иного рода экземплярчик. Впрочем, что я тебе рассказываю, сам посмотри, и нам потом расскажешь, что думаешь.

Отчегобы и не посмотреть? Во всяком случае, неоднозначное кино, успевшее наделать много шумихи, это всегда интересно. И именно что в силу неоднозначности фигуры режиссёра, я решил оградить себя от излишней информации о фильмах Кларка, чтобы подойти к просмотру без какой-либо предвзятости. Самое худшее, что может сделать любитель авторского кино перед просмотром неизвестного ему фильма, так это ознакомиться с парой-тройкой истеричных детских рецензий.

Как мне и посоветовали, своё знакомство с творчеством Кларка я начал со скандальных «Деток». Фильм нехотя копировался на мой жёсткий диск: однозначно, это боги синематографа подавали мне знак (дурной знак!), но я постарался не обращать на это внимания и после завершения загрузки сразу же запустил файл с фильмом. Начало не особенно воодушевило: мальчик склоняет девушку к половому акту, та сопротивляется, но таки соглашается лишиться девственности, однако затем мы видим, что главный герой не так уж и нежен со своей подругой, и та "в процессе" корчится от боли. Мы поняли тебя, Ларри. Главный герой – персонаж отрицательный, верно?

После секса, Телли (именно так зовут главного героя) обсуждает "очередную победу" со своим волосатым другом Каспером. Подростки…что тут ещё скажешь. "Планы какие? Глотануть пивка и покурить травки". Телли заботит ещё кое-что помимо алкоголя и наркотиков: особую страсть у него вызывают девственницы. "Это твой след, твоя слава. Вот ты завтра умрёшь, и что? Через 50 лет девочки, которых ты трахал, будут помнить тебя…» - говорит Каспер о склонностях своего товарища.

Затем друзья крадут алкоголь в магазине и приходят в притон.

- А много вас здесь живёт?

- Много! – многозначительно отвечает латинос-бывший-наркоторговец, - всего 8 или 9.

Ларри, где ты научился таким штампам? Ну, ничего страшного, это ведь только начало фильма. В это самое время подросток-негритянка пытается с помощью телефонных переговоров выйти на Телли, того самого Телли, который жить не может без девственниц. Этот Телли, как выясняется, успел "воспользоваться" прошлым летом её подругой - милой девочкой Дженни. Телефонный разговор заканчивается ничем, однако переносит нас в компанию девушек (среди которых только одна Дженни белая). Кларк прибегает к навевающему скуку шаблону параллельных локаций. Парни обсуждают секс и минеты, девушки занимаются тем же. В неравной борьбе с зевотой я едва не упустил ключевой момент фильма. Поначалу я не поверил своим ушам, но затем пересмотрел эту "прекрасную" сцену ещё раз. К пятнадцатой минуте фильма Телли начинает рассуждать: "А самая гадость – это презервативы. Пользы никакой: либо они соскакивают, либо рвутся, либо член опускается". Его идею подхватывает друг: "Все уши про эти болезни прожжужали. Это чушь. То одна напасть, то другая. Все мрут как мухи и так далее. Чёрт возьми, это всё враньё. Я не знаю ни одного парня больного СПИДом и ни одного, кто бы от этого умер. Они все врут. И весь мир им верит. А они опять врут". Я уже знал, что следующей сценой Дженни пойдёт "за компанию" с подругой-негритянкой провериться на ВИЧ. Разумеется, результат анализов будет положительным.

Я пересмотрел эпизод про презервативы и венерические заболевания ещё раз. "Чёртовы неоконсерваторы!" -вырвалось у меня. К двадцатой минуте фильма стало окончательно понятно, с чем мы имеем дело. Уже после просмотра фильма я прочитал рецензию Кудрявцева. С киноведческой позиции трактовать кино можно только самым однозначным образом: "Вся куцая мораль картины сводится к тому, что нельзя заниматься любовью без презервативов и со случайными партнёрами- словно это учебное иллюстративное пособие по курсу “Сексуальные отношения”".

С кинематографической точки зрения фильм, конечно же, очень слаб. Взять хоть сцену последующую за обсуждением презервативов. 16-летняя Дженни сдала анализы на ВИЧ "за компанию" и отвечает на несколько вопросов медперсонала:

- Сколько у тебя было сексуальных партнёров?

- Один.

- Вы пользовались презервативами?

- Нет (крупный план – напротив "no" размашистым росчерком рисуется галочка).

Или ещё один момент с Дженни: она звонит домой и ноет…ей не нравится, что "она должна сказать братику, что скоро умрёт и не сможет готовить ему ланч"..

Нет, меня не тошнит от пошлостей Кларка, но от набора штампов и банальностей действительно становится не по себе. Первые сомнения о неоконсерватизме Кларка закрадываются после анализа некоторых сцен в фильме. Взять хотя бы эпизод, в котором парнями обсуждается история, как какой-то их знакомый затащил в душ семиклассницу-ампутантку и "оттрахал". Ещё в пример можно привести момент в метро, где перед зрителем предстаёт картина такого рода: мужчина поёт и играет на гармони, тем самым зарабатываю себе на жизнь, а "на подтанцовке" скачет умственно отсталый подросток. Или как вам такое: в вагон на скейте заезжает безногий бомж с мелочью в пластиковом стакане, нараспев попрошайничая "у меня нет ног, у меня нет ног". Кларк пытается шокировать зрителя? Мы должны понять, как страшно жить? Всё ещё интереснее.

МКБ-10: Класс V. F64: Расстройства половой идентификации. F65: Расстройства сексуального предпочтения. F66: Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией. "Что за странные сочетания букв и цифр?" - удивятся неискушённые в психиатрии люди. Как любитель "тонких" намёков, оставлю им эти ключевые для понимания личности режиссёра "магические словосочетания", как поисковый ориентир. Займитесь самообучением и вы узнаете о Кларке много интересного. Режиссёр собственное творчество пропускает через себя. Для меня это очевидно уже после просмотра "Деток", но если покопаться, то можно найти массу подтверждений болезненности психики режиссёра.

До того, как начать снимать кино, Кларк успел выпустить несколько фотоальбомов с голыми детьми, так что ещё до кинематографического дебюта, Ларри Кларка причисляли к лагерю педофилов и порнографов. Не без оснований.

"Кен Парк" гораздо честнее "Деток". Ларри понял, что строить из себя неоконсерватора уже поздно. Протаскивание под видом критики пропаганды свободного секса, алкоголя и наркотиков – суть "Деток". Даже Ларри понял всю бесперспективность подобной затеи и говорил о своём следующем фильме таким образом: "Мои старые подружки звонят мне и жалуются: «Ты никогда не показываешь фронтальной наготы. Никогда не показываешь главное оружие — пенис!» Я им отвечаю: "В моем следующем фильме, "Кен Парк", будет больше членов, чем вы сможете проглотить!"" Да, однозначно, "Кен Парк" честнее "Деток". Отчим, пытающийся орально удовлетворить своего пасынка, пока тот спит, подросток "вылизывающий" маму своей подружки, парень, онанирующий на теннисные матчи и душащий себя при этом поясом от халата, а затем убивающий собственного дедушку, заодно с бабушкой… однозначно, в "Кен Парке" Ларри уже без какого-либо стеснения выливал помои на зрителя. Кен Парк – это рыжий страшноватый скейтбордист, который кончает жизнь самоубийством, узнав, что его подруга беременна. Девочка не хотела делать аборт: "Разве ты не рад, что твоя мама родила тебя?" Кен не рад, прямо в парке скейтбордистов он пускает себе пулю в голову и снимает это на видеокамеру. Кларк будто бы злорадствует: "Смелое решение, Кен! Поступок настоящего взрослого мужчины!"

Думаю, очень хорошо характеризует Кларка его высказывание про "Деток": "Я всегда мечтал сделать настоящий фильм о подростках. Я уверен, что ребята, которые посмотрят картину, скажут: "Эй, да это же мы!", а те, кто постарше, вспомнят, какими они были в этом возрасте". Знаешь, Ларри, те подростки, которые скажут, что ты снимаешь фильмы про них – это раковая опухоль на теле общества. Это те идиоты, которые принимают наркотики, грабят, убивают других или себя. Это не про моё детство, Ларри. Я хочу видеть детей, которых интересует наука и культура. Я хочу видеть, как общество совершенствуется и как в нём прогрессирует Человек. Прогрессирует в моральном и духовном плане. Нет, Ларри, ты снимаешь фильмы не про моё детство и не про детство моих друзей. Это твоё детство, Ларри. Ты сам являешься наглядным примером своих "детских шалостей". Преступник и педофил. Что тут скажешь? "В 70-х Кларк чуть не зарезал человека, который просто не заткнулся, когда он его об этом просил ("еще чуть-чуть и в печень бы воткнул"), отсидел девятнадцать месяцев в тюрьме строгого режима за выстрел в карточного должника…". Ларри, твой манифест также достаточно любопытен: "с тех пор как я стал фотографом, мне всегда хотелось повернуть годы вспять. вот если бы у меня была камера, когда я был подростком. траханье на заднем сидении машины. групповуха с красивой девочкой, которую ненавидели все другие девки района. толстая девчонка по соседству, которая отсасывала у меня после школы и которую я унижал, рассказывая обо всем этом своим дружкам. мы трахнули ее в общей сложности триста раз в восьмом классе. алберт, который сказал: „я буду первым, потому что она мне сестра“".

Удивительная вещь – "недостаточность информации". Мы ни черта не смыслим в кино, смотрим фильм Кларка и он нам кажется порнографией. Хорошо. Мы уже посмотрели с десяток-другой работ настоящих авторов и фильмы Ларри уже кажутся нам интересными, достойными внимания, а порой даже интеллектуальными и экспериментальными. Замечательно. У нас уже есть большой опыт в киноискусстве, мы много читаем про авторское кино и уже практически неосознанно анализируем все просмотренные фильмы; мы не только читаем, но и сами увлекаемся написанием статей и уже научились распознавать достойное кино от спекулятивного шлака, и, чёрт побери, мы снова считаем работы Кларка порнографией!

Творчество Ларри Кларка – это великолепный образец дегенеративного искусства, и я бы с удовольствием назвал его работы «символом морального разложения общества», но фигура не та, слишком уж мелковат хулиган Ларри для того, чтобы быть награждённым подобными регалиями. Слишком однозначный персонаж, слишком уж однозначный, делаем в блокнотике напротив фамилии "Кларк" пометку ДИ (дегенеративное искусство) и избегаем в будущем смотреть его новые фильмы, ведь всё-таки отчасти прав был Огюст Конт, когда говорил о "мозговой гигиене".

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment