zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote in kinoclub,
zheniavasilievv
zheniavasilievv
kinoclub

Categories:

Кондовая Русь, Дмитрий Быков и Умберто Эко

В русское кино в последнее время пришла странная мода. Наши режиссеры словно сговорились и в предчувствии зимы снимают или захолустное “пакибытие” или кондовый “Арканар”, который в спокойном безмолвии пожирает всякий свет и разум. В той или иной степени мысль о судьбах глубинной, настоящей России пульсирует в таких фильмах как “Груз 200”, “Русалка”, “Свободное плавание”, “Остров”, “Юрьев день”, “Дикое поле”, “Однажды в провинции”, “Бумажный солдат”. Теперь еще и в форме иносказания в “Трудно быть Богом” и “Обитаемый Остров”. Все это создает странное напряжение, некий неосознанный посыл.



Как правило глубинная, кондовая Русь в этом кино противопоставляется наносной, столичной, буржуазной России. В 90-е годы нечто подобное можно было увидеть в блистательной “Окраине” Луцика, но тогда это был тоненький ручеек, а теперь Кондовая Русь стремительным потоком заливает экраны кинотеатров, телевизоров и сознание граждан.

В полемику с этой тенденцией встпуили почти все киноманы, и огромная толпа кинокритиков. Особенно здесь постарался Дмитрий Быков. Разумеется, Быков - прав, когда говорит, что “Кондовой Руси”, которым пропитаны такие вещи “Груз 200”, “Юрьев дне”, “Однажды в провинции” – нет, на самом деле. Я согласен в значительной степени с той идеей, что в провинции живут обыкновенные люди, многие из которых вполне легко становятся москвичами и питерцами. За окном - глобализация. Я жил в Харькове, Нижневартовсе, Тюмени, а теперь живу в Москве. Все гораздо банальнее.

Люди там также ездят или мечтают ездить в Анталию, Таиланд или Египет, стремятся покупать или уже покупают Форды Фокусы, Рено Логаны, также как и москвичи и лениградцы они сидят в интерет-форумах, ходят в гипермаркеты смотрят плазменные телевизоры, разводятся, приобретают DVD, смартфоны, женятся, изменяют, дружат, ездят в Гималаи, играют в футбол, в эльфов, то есть делают то, что и большинство жителей Европы или изо всех сил стремятся так делать. Мелкобуржуазно, современно и даже постсовременно.
Я согласен с той мысль, что провинциальная Русь – исчезающий реликт. Большинство населения России живет в городах с населением от 300 тысяч человек и выше. И Екатеринбург, Самара, или даже Курск, Белгород, например, никах не попадают под звание захолустья.

НО! Кондовая Русь есть! Она живет в качестве мифологемы в Москве и Петербурге. Это Русь закатного отблеска полузабытого русского Времени-Пространства. Она живет в сознании. Русь православия (даждьбога), Русь заросших погостов, бабы-яги, дремучих лесов, водки, сказок, поножовшины, где-то люмпенства, духовных исканий, семак, пещер, поморов, говна, степи, тайги, медведей, берез, обосанных подъездов, войны, зеков, смотрящих, золотых крестов, ектения и Богородицы. Кондовая Русь существует.

Кроме того, помимо мифологической ипостаси “Кондовая Русь” все еще встечается и в физической реальности в действительной глухомани в негромких количествах, хотя и ее все больше вытеснят Глобальный Мир.

“Кондовая Русь” – это игра интеллектуалов.
Помните бесчисленное количество советских фильмов об Англии, где советские актеры “джентельменствовали” и англичанствовали” больше, чем сами англичане? Например, в “Шерлоке Холмсе”. Я видел современных англичан. Они на меня произвели странное впечатление. Это уже что-то очень демократичное, экофеминисткое, контркультурное и даже анархическое. В помине нет той викториансткой Англии.

Или нынешнее увлечение Ирландией, кельтами, эльфами, волшебником Мерлином, друидами, Рыцарями Круглого Стола. Разве это имеет отношении к реальной Ирландии? Очень опосредованное. А толкиенисты уже деревянными мечами дерутся.

Супермена, Бетмена и Хранителей тоже нет, однако, это не мешает снимать фильмы о них, не мешает никак сущестованию мифологического Мира Комиксов. Разве в Голливуде не крушили в щебень Манхеттен? Десятки раз! И вот мы уже видим 11 сентября 2001 года. Мысль становится реальностью.

Поэтому в качестве мифологемы, игры “Кондовая Русь” вдруг может оказаться сверживучей и даже непотопляемой. Помните как русские дворяне и разночинцы искали духовность в 19 веке в деревне? И нашли ее в 1917 году! Ну, не ее нашли, но зато нашли нечто Третье, которое изменило Мир.

Разве Быков не читал Умберто Эко, не помнит мифологему “о признаке, ходящем по Европе” у Маркса, разве он не понимает, что “материализация чувственных идей” есть двигатель истории? Нет - ничего невозможного. Мифическая Кондовая Русь может стать реальной. Можно надеть на всех малахаи, выпить водки, крякнуть и пойти всем русским народом крестным ходом в тайгу.

Главное чтобы жила Идея, Миф.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments