Dm (arhaist) wrote in kinoclub,
Dm
arhaist
kinoclub

Category:
  • Music:

Водитель для Веры

...Она вещи собрала, сказала тоненько:
"А что ты Тоньку полюбил, так Бог с ней, с Тонькою!
Тебя ж не Тонька завлекла губами мокрыми,
А что у папи у ее топтун под окнами.
А что у папи у ее дача в Павшине,
А что у папи холуи с секретаршами,
...


Эта знаменитая песня Александра Галича датируется 1962 годом [Галич А. Облака плывут, облака. М., 1999. С.70.] . События фильма П.Чухрая (что интересно!) разворачиваются в этом же году. Совпадение?.. Пожалуй, нет. Галичевский сюжет обыгрывается на всем протяжении фильма - можно даже сказать, что "Тонечка" = незаявленный саундтрек к "ВдВ", но только саундтрек, уводящий зрителя по ложному пути.

Что я имею в виду:
Осторожно!

Любовная линия (Витек, Лиза, Папа-генерал, дочь Вера) полностью совпадает с сюжетом песни. Но в отличие от Поэта, Чухрай не стал строить кино-текст только на ситуации предательства в любви ради тестиных цековских паек.
Радует, что в фильме вся данная коллиция получает неожиданный поворот. Если у Галича - с оценками персонажей все понятно (про Него: Про любовь твердишь, про доверие, / Про высокие про материи... / А в глазах-то у тебя дача в Павшине <...>; про Нее: не предавшая и не простившая!), то в "ВдВ" все герои выдержаны совершенно в ином ключе: все они - живые люди! слабые и растерянные.
Витек - здесь, наиболее яркий пример.

Шофер - детдомовец (значит, папа не объяснил, что "стучать" нехорошо), сержант (высоким интеллектом не отличается), любит Родину, хочет делать карьеру военного (значит, не критикует Строй, и самиздата не читает), стал жить прилично только в армии (в бедность возвращаться не хочет) - логично, что попав в "приятное" новое окружение, он играет по-правилам и пользуется идущей в руки удачей в виде Веры (а почему бы не полицемерить? - они все ему чужие). Однако на этом его сходство с героем Галича кончается. Витек мечется! и это - его главная черта! То он любит Веру, по-настоящему, то сознает, что только пользуется. То пьет и поет с Генералом (но не в форме: Я папаше подношу 200 граммчиков), то "стучит" (правда, мучаясь совестью). И.Петренко, в общем,  справился с ролью, только во время разговора с ГБ-шником Савельевым, перед отъездом, от переиграл - показал злость (можно было ожидать, что вот, теперь-то он, наконец, поступит "по-благородному" - защитит Веру и Генерала), но дальше сделал, как ему велели - уехал.

То же можно сказать про всех остальных героев. Жирующий Генерал - честен, умен и любящий отец. Вера - то называет Витька "обслугой", то ищет у него любви и поддержки (кстати, совершенно не доска стиральная, как Тонька, хоть и хроминькая). ГБ-шник Савельев - преданный слуга Генералу, но предает его, впрочем, кляня "блядскую жизнь".

Если обобщить, то характеры у Чухрая получились очень объемные. "Нравы" эпохи - исторически правдоподобны: "стук" - это не страшно, т.к. занимаются этим в Доме все ("обслуга" - внутр. войска), все хотят жить хорошо, иметь женщин и слушать иностранные ритмы - для этого нужно "играть по правилам". Живым людям, вообще, не очень свойственно геройство - только от безвыходности (как это видно в финале фильма) - что тоже верно.
Все это - прекрасно, т.к. правдоподобно.

Немного выламываются из рамки фильма только 2 момента: кубинцы (зачем такая экзотика? только для рифрена к музыке?), перетрахивающие девок комсостава, и развязка - непонятная бойня в Доме, хотя всю дорогу ГБ работали тихо (зачем из-за 1 документа убивать "козла отпущения" и его семью?) - но последнее, явно диктовали кино-законы.

Конец, однако, приличен - понятно, что никакого happy end-а не будет.


Итого: Мое "Браво!" Павлу Чухраю - снял хороший фильм (конечно, простой - без режиссерских и операторских изысков), ну, и превзошел Галича (хоть и жанры разные).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments