Екатерина (katerina_lo) wrote in kinoclub,
Екатерина
katerina_lo
kinoclub

Categories:

"13 (Тринадцать)" / "13 (Tzameti)"

«Чистилище в руках ближнего»

Название: Тринадцать
Оригинальное название: 13 (Tzameti)
Год выпуска: 2005
Жанр: Триллер, криминал
Выпущено: Франция
Режиссер: Гела Баблуани
В ролях: Георгий Баблуани, Паскаль Бонгард, Орельен Рекуан, Фред Улиссе, Николя Пиньон, Ваня Вилерс, Ольга Легран, Кристоф Ван Де Вельде, Огустен Легран, Джо Престиа

«Ничего не происходит – отнесись к этому философски. Ты потомок Шопенгауера».

Этот триллер не стоит путать с другими, растущими как грибы после дождя и приводящими в ужас своей обложкой и первыми эпизодами, но не более. «Тринадцать» Гелы Баблуани – триллер совершенно в непривычной эстетике, скорее напоминающей первые работы Балабанова: «Про уродов и людей», его картину по мотивам Кафки. Гела Баблуани – наш соотечественник; грузин живущий во Франции. В первую очередь это картина атмосферная: ее атмосфера настолько правдоподобна, что словно втягивает зрителя в повествование всем его существом.
В этой картине юный грузинский парниша решит отправиться путем «Мертвеца» - можно сказать в его посмертное пристанище, где повстречает смерть в ее самом отвратительном обличье: в игре на деньги и на жизнь.
Черно-белое цветовое решение и накаленная атмосфера игры с жизнью – способ режиссера выворачивать наружу и показывать человеческую природу.
Мы привыкли к триллерам в которых много крови, разлетевшихся мозгов – тут же не будет привычных полицейских, девочек с длинными волосами, мужиков с крюком вместо руки, невинного убийцы стреляющего в темноте, музыки как будто бьют по всем клавишам фортепиано. И вот тут встает вопрос, как же режиссер добился такого правдоподобного напряжения в картине, не используя кровь? Возможно он вовлек зрителя в ситуацию, когда человек оказывается лицом к лицу с неминуемым, и избежать этого невозможно – фатальный круг, колесо Сансары, прялка самой судьбы которая по неизведанным законам решает все. Режиссеру удалось создать потустороннюю атмосферу, гробовое тяжеловесное пространство. Мизансцены пронизаны тревогой и фатумом для людей заключенных между мраком и светом.
Удивительно, что такой эстетический триллер снят был на совсем небольшой бюджет. Эта картина напоминает «Пи» Дарена Ароновского с известной дико извергающей тревогу атмосферой. В этой картине после одной ночи герой словно становится живым мертвецом.
И действительно, то с чем он столкнется подано и снято так, что никакие креветки и волны волос закрывающие лицо девочек не идут в сравнение.
Режиссуру Геры Баблуани можно назвать утонченной, аристократичной: ничего лишнего. Все пейзажи и места действия условны и пронизаны лучами трансцендентности происходящего. Холодная философия в каждом кадре. Мизансцены почти театральны и настолько глубоко пространственны, что с трудом верится, что такое правдоподобие и острота достигнуты кинематографическими средствами.
Музыка немногозвучна и почти отсутствует в самые напряженные моменты картины, что позволяет становиться фильму почти реальным. Использовав так музыку Баблуани создает стойкое ощущение, словно действие разворачивается здесь и сейчас, а не на пленке.
В картине играют непрофессиональные актеры; но мы видим одного из сыгравших в «Необратимости» Гаспара Ноа. Незабываемое природное уродство исходит от персонажей всей картины, словно таким образом режиссер утверждает уродство их душ.
Время и место действия тоже почти стерты и условны, напоминая безупречную выразительность картины «Возвращение» Звягинцева. Именно возвращение, потому что дальше он скурвился.
Так же это яркий вызов фильму «Мертвец» великого и ужасного Джима Джармуша.
Помимо всего фильм имеет огромный скрытый внутренний пласт, к которому возможно подобраться через страшную взаимосвязь всего, что есть в этой картине. Стоит сразу отметить, что герой отправляется заработать деньги неизвестно на чем… но путем умершего хозяина, которому он чинил дом. Можно сказать, что он принимает его судьбу, его путь – ибо все, что ему передают, чтобы прибыть на «работу» - делают из убеждения в том, что он и есть умерший месье Гадон. С этой начинается тема путешествия вместо мертвеца в его же смерть.
У героя нет имени на протяжении всей картины. Его принимают случайно за умершего Гадона, или вообще никак не называют, кроме как номер 13. Именно такое режиссерское решение указывает на условность героя – это олицетворение человеческой жизни, или же герой как душа, а не конкретный человек. Безусловно в картине рассказывается о прохождении человеческой души через некие пределы еще в земном существовании.
Сам Гадон у которого работает герой похож с самого начала на уже мертвого человека. И хотя Гадон наркоман, речь идет совсем не о наркотиках – скорее это просто последствие главной игры жизни, в которую он играл уже несколько раз. Свои наркотики и потаенную корреспонденцию он хранит в полости земного шара глобуса у которого одна половинка откидывается обнажая содержимое брюха земли – утробы где хранятся ценные для Гадона предметы. Безусловно, это аллюзия на жизнь в земле – то, что он мертв; и на ад, который еще Данте предположил находящимся в брюхе-утробе земли. И чем глубже спускался сам Данте в ад, тем глубже уходил в недра земли. Намек на то, что Гадон живет адским существованием очевиден. Возможно даже не в аду, а каком-то страшном существовании «между». Интересно то, что сама супруга Гадона говорит, что он может умереть, если заснет. Т.е. Гадон утратил все нормальные взаимосвязи с Миром живого.
Именно в момент его смерти в ванной все линии судьбоносно складываются в одну, так что письмо с билетом на поезд вместе с отлетом духа Гадона из его уродливого тела падет прямо в телегу молодого парня, который готов заработать для своей нищей семьи деньги любым способом.
Стоит заметить, что он ремонтирует крыши и ездит с лестницами в тачке, по которым поднимается вверх – это символ того, что он близок к небу – в первой части картины.
Поднимая конверт мертвеца Гадона он идет вместо него в игру, принимая чужую судьбу как свою. Уже с начала картины, даже по цветовому решению становится ясно что это некое путешествие в страну мертвых – вспомним Джармуша с его «Мертвецом» снятым в такой же эстетике и другие картины, где мы интуитивно чувствуем дуалистическую суть пары жизнь-смерть. Даже конверт, в котором присылают билет и бронь, - полосатый. И можно найти еще иллюстрации смысла этого цветового решения.
Юный 22-х летний герой обстригает волосы словно идя в другое измерение, как бы ритуально лишая себя волос перед отправкой в Париж на поезде по указанному адресу.
Самое интересное, что в поезде он уже встречает своего главного противника и его брата – словно некий фатум подстраивает все происходящее с героем. Он не ведает куда идет. А идет он в чистилище – кто сказал что оно не может существовать в жизни самого человека? И так ли уж важно речь тут о земном бытие, или о неземном? Скорее проникновение одного в другое. Клуб где собираются игроки скорее напоминает чистилище, где у каждого игрока есть свой ангел-хранитель – тот кто ставит деньги и по мере игры помогает подопечному амулетами на счастье, заботится, разговаривает и успокаивает – попутно наблюдая за смертельной игрой в которой решает кому жить провидение. То, что решает провидение подчеркивается хотя бы тем, что в героя в нескольких турах просто не успевают выстрелить.
Страж самого героя одет во все черное, как и большинство в этом клубе – некие стражи потустороннего Мира, которые охраняют и заботятся о своих подопечных перед высшим судом. Компания в которую попадает герой отличается особой типажностью: тут собираются действительно грешники – бывшие заключенные, люди которым нужно отдать деньги. Среди них есть даже толстяк такой огромный, что невольно возникает параллель с чревоугодием, ибо его живот больше всего в нем самом – он даже не может прямо стоять. И в эту компанию попадает юный, по сути невинный душой парень, который и готов бы сбежать, только вот: «Отсюда не уходят» - как говорит ему один из привратников.
В этом доме есть подвал – некий нижний Мир, куда оттаскивают уже убитых: т.е. тех кто должен отправиться вниз, в подвал, тьму, в ад. Подвал символизирует именно нижние слои мироздания.
Игроки в первых турах становятся в круг. Интересна структура игры, ведь убивает каждый не сам себя, а другого. И игроков подбирают заранее: Гадон был выбран сознательно и потому героя в начале не хотят принимать. Среди людей стоящих в этом кругу нет человека с ценностями – это скорее собрание грехов и людей мертвецов с мертвыми душами. Жан Франсуа, который должен был играть вместо героя сам говорил о себе, что его место в тюрьме и только в тюрьме.
Структура игры в русскую рулетку, придуманная режиссером, создает невероятное по мощи и смыслу впечатление. Игроки, стоящие друг за другом в сцепленном кольце, стреляющие друг другу в затылок – как бы соединены в одно целое. Помимо зрелищности такая продуманная бойня несет в себе глубокую философию: погибает каждый от руки позадистоящего. Т.е. стреляющий как бы вершит суд над тем кто перед ним. Суд этот жизнь или смерть, наказание или оправдание. Но стреляет каждый только тогда, когда вспыхивает свет лампочки. Насколько вероятен выстрел и убиение зависит даже не от того, кто сзади, а того, кто стреляет ему в затылок…. Но так как все сцеплены в круг тут нет первого стреляющего: кто стреляет первым невозможно определить: все в этом кругу словно во власти чего-то потустороннего…. Такой рисунок и структура рулетки напоминают круг, в котором нет ни начала ни конца – круг Сансары, самого бытия, в котором все едины и судит коллективный разум единства всех в одном мгновении. Этот круг – как высшее проявление единения людей перед лицом смерти, наказания, чистилища. По сути эта цепочка управляется никем и всеми сразу одновременно. Управляется провидением, светом. Тем кто предопределяет судьбу, или созерцает – вездесущим, замкнутым в себе как в круге. И тут неслучайно упоминание Шопенгауэра, звучащее в разговорах перед очередной партией.
Шопенгауэр – философ, который заявил о Воле, как вещи в себе. Воля это высший космический принцип и игроки замкнуты в нем. В этом кругу точно по Шопенгауэру само творение борется с самим собой, оставляя единственного самого непричастного, или безгрешного.
Интересная метафора связана с лампочкой-сигналом к стрельбе. Ведь высшее провидение ассоциируется именно со светом. Таким образом, лампочка – это вторжение высшей силы, которая дает сигнал к выполнению своей воли. Интересно, что включается эта лампочка словно рубильником электрического стула – тут прослеживается довольно явно тема наказания.
Режиссер решил картину минималистично, но так строго и аскетично, что она становится почти документальной. Вольно или невольно все происходящее просто погружается в эту атмосферу страшного суда. Создатель картины несколько раз акцентирует нас на зеркальных отражениях:
- в первый мы видим уходящего из дома Гадона героя как бы уходящим из нормальной человеческой жизни
- второй раз когда его подстригают, словно становясь уже другим человеком
- и, в конце концов, зеркальное отражение в комнате для отдыха игроков – нас как бы погружают в Мир их отражения, словно говоря, что происходящее это не земной Мир, а Мир отражений, т.е. душ, который находится в самом Зазеркалье.
Когда привратник только приводит парня в чистилище, его хотят выгнать, не допускать к игре. Становится ясно что и просто так его не отпустят – едва ли выйдет живым из этого места, ибо за всемиих действиями следит полиция и он может оказаться ей полезен. Но некий Хосе – один из главных организаторов этой игры – импозантный пожилой мужчина с тростью – мягко приказывает допустить героя в игру, тем самым первый раз сохраняя ему жизнь. Второй раз он ставит на героя №13, потеряв своего игрока под номером 11. Таким образом он становится в метафорическом значении ангелом хранителем самого номера 13. И несмотря на то, что в конце этой игры большинство ставят на №6 Хосе «вопреки логике» по его собственным словам выбирает № 13 и герой побеждает в этой игре.
Забрав деньги герой убегает через лес и вскоре как бы случайно видит останавливающуюся на дороге машину и вышедшего оттуда господина с тростью, чтобы отлить. В это-то мгновение герой и видит номер машины: 13 13. Можно сказать, что в этой игре, через которую прошел герой спасла его не столько безгрешность, сколько сам ангел-хранитель Хосе. Ибо номер его машины – как отражение сути этого хранителя. Но пройдя чистилище и вырвавшись из него с победой и деньгами герой обретает иную суть.
Его арестовывают и допрашивают в полицейском участке. И хотя никто не может доказать его причастности ко всему и врет он так правдоподобно, что детективу нечего ему предъявить, кроме «запаха крови» - все же герой сдает своего ангела-хранителя, рассказывая детективу о номере машины Хосе. Он отдает число своей судьбы, он придает само провидение, которое вмешалось теперь в его существование. И неважно кто такой Хосе – убийца ли, или наркоторговец – все равно он был хранителем героя. И открывая номер из-за желания побыстрее выйти из участка, герой в момент своего предательства становится неменьшим грешником, чем те, в кого ему довелось стрелять. Из-за заботы только о себе и предательства, число 13 обретает свою суть: известно, что это число Иуды. Свобода поступать как он желает, вспарывает страшную силу этого числа. Поступки самого Иуды, из-за которых это число и попало в чертову дюжину, - предательство и трусость – вот самые большие грехи. Совершив их герой снова будто возвращается на ринг, встречая в поезде брата убитого игрока – его главного противника, который не успел нажать на курок, покуда у героя был хранитель Хосе и он был действительно безгрешен.
Теперь же в поезде брат – почти близнец своего родственника – убивает героя, словно они все еще в игре. Он так же смотрит ему в глаза – столь же долго, как и его брат. Так же лицом к лицу стреляет в героя. Даже мизансцена вторит той, что была в клубе-чистилище. Так герой находит наказание за свой грех.
Число 13 не является априори несчастным, или фатальным – ничто в этом Мире не может оказать на человека влияние фаталическое, принести счастье или несчастье. Только сам человек приносит себе удачу, или неудачу. Если он чист душой и его суть не соответствует некоей дурной сути символа – числа 13-ти – то эта суть может обрести власть над человеком лишь в случае отклика в самом нем. Фатум забирает тех, кто согласен своим деянием, душой с той силой которая содержится в этом числе. Провидение имеет власть над человеком только исходя из того, какую власть дает ему сам человек своими поступками. Ведь герой именно предав своего хранителя обретает походку живого мертвеца Гадона. Свершив поступок соответствующий сути числа несчастья – только суть к сути – вот так обретается власть одного над другим. Свершив предательство герой еще и становится тем, кто обрек его на эту игру – Гадоном. Фатальные силы заключены в самом человеке и каждый своим поступком решает выпустить их, или не дать проявиться в зависимости от своей внутренней сути.
Режиссер высказывает тут и еще одну очень важную мысль: рай, чистилище, суд и ад в загробном Мире лишь прообразы нашего собственного и в нем все устроено по тем же законам. Люди при жизни организовывают в Мире живых те же чистилища и формы высшего суда. Таким образом трудно оставаться уверенным где ты существуешь на самом деле: еще здесь, или уже там. Возможно законы небытия распространяются и на само бытие как вездесущие и незыблемые.

ЛОНОРЕЙТИНГ:
Образность: 3\5
Реализация сверхзадачи, идеи: 4\5

Художественный посыл

Социальный: +
Экуменистический: -
Гуманистический: +
Психоаналитический: -
Философский: +
Новаторский: +

Оригинальность: 5\5
Использование киновыразительных средств

Операторская работа: -
Монтаж: -
Работа художника: +
Музыка: +
Цветовое решение: +
Актерская игра: +


Рецензия Екатерины Лоно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments