
Наверно, такие истории происходят на всех континентах, но только в США научились снимать увлекательные и качественные фильмы на подобном материале. Хотя, с другой стороны, фильм «Огнестрельные истории» (Shotgun Stories) насыщен реалиями именно Нового Света. Герои — бедные фермеры и рыбаки — соль земли американской; в определенный момент коллизию заостряет оружие, которое можно свободно купить в ближайшем магазине, то есть все узнаваемо. Картина Джеффа Николса являет собой сцены из провинциальной североамериканской жизни. И это могло бы стать очередной мелодрамой, но сюжет, воплощенный Николсом, достоин античной трагедии.
Ведь два враждующих клана — это братья, то есть дети одного отца. Который сначала пьянствовал и в конце концов бросил жену с тремя маленькими детьми. Со временем он взялся за ум: бросил пить, устроился на работу, стал образцовым христианином, и во втором браке у него тоже родились дети. Местью же покинутой женщины стало воспитание сыновей в духе лютой ненависти к новой семье отца. Это и приводит к «огнестрельной истории» между младшими поколениями Хейсов.
Фильм не назовешь безупречным, но очевидных изъянов в нем тоже нет. Сделан он на совесть и уже принес режиссеру несколько наград международных фестивалей. Все роли исполнены как следует, особенно нужно отметить Майкла Шеннона (в его личной фильмографии эпизод у Оливера Стоуна в блокбастере «Международный торговый центр») в роли главного бунтовщика, Санни, а также Гленду Пеннелл (играет жену Санни — Энн). Картины полей и домиков, эпизоды работы и досуга составляют вполне объемную среду для героев, и тем драматичнее выглядят смертоносные конфликты между ними. Неминуемое морализаторство финала смягчено режиссером настолько, насколько это возможно: Николс не провозглашает манифеста против свободной продажи оружия, не проповедует любые другие формы пацифизма — просто показывает мирный досуг семьи, которая в конце концов обрела покой.
В целом «Огнестрельные истории» — это добротный ремесленнический фильм в лучших традициях американского реализма. Во время его просмотра вспоминаются романы Уильяма Фолкнера и Джона Стейнбека, тоже построенные на историях простых, маленьких людей — иногда печальных и трагических, но не безысходных. То есть картина Джеффа Николса — как раз редчайшее доказательство плодотворности консерватизма даже в столь молодом искусстве, как кинематограф.
Дмитрий Десятерик