desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

"Лунатизм" ( "Sleepwalking"

Когда просыпаются лунатики
26.83 КБ

«Лунатизм» (Sleepwalking) — из тех незаметных, но по-настоящему качественных фильмов, которые внутри самого Голливуда уравновешивают поток экранного поп-корна. По жанру фильм Билла Мехера является семейной, камерной драмой, в США их еще называют малобюджетными. Малобюджетность, однако, не означает некачественности. Акцент здесь — на острых психологических конфликтах и актерском мастерстве.


И действительно, ни одной проходной роли нет, все — объемные и достоверные. Стоит отметить талант перевоплощения Шарлиз Терон: она не побоялась принять образ Джолин, такой себе матери-кукушки, которая, в сущности, бросает дочку на произвол судьбы. Терон вообще не чуждается негативных или неоднозначных ролей, стоит вспомнить ее работу в «Монстре». Другое дело, что это не всегда хорошо у нее выходит, однако Джолин можно причислить к удачным работам актрисы. Ник Стал блестяще исполняет роль Джеймса, брата Джолин, фактически маргинала и неудачника, которому, однако, каким-то чудом удалось сохранить в себе остатки человечности. Особенно запоминается юная актриса Анна-София Робб, которая играет главную героиню — 13-летнюю Тару; ей действительно удается эта очень сложная роль ребенка, испытавшего множество невзгод и слишком рано повзрослевшего.


Исключение — Деннис Хоппер, отец Джолин и Джеймса, дед Тары. Понятно, что необходимо было ввести в действие этого деспота, изломавшего жизнь всей семье. Но семейные катастрофы редко бывают черно-белыми: в подобных ситуациях у каждого свой груз обид и свой страх, каждый пытается компенсировать внутренний надлом агрессией, избыточной жесткостью, давлением на ближних. История героя Хоппера могла бы быть очень интересной, однако его превратили в сплошное воплощение зла, в одномерного демона, которого и убить не грех.


И это, собственно, касается не только одной роли. Главный изъян, в котором можно упрекнуть «Лунатизм», — это излишняя литературность, с одной стороны, и, как ни парадоксально, непродуманность сценария — с другой. Это очень вредит заключительным эпизодам в целом неплохого фильма. Например, если внезапное исчезновение Джолин вписывается в логику событий, то ее появление выглядит каким-то малопонятным, драматургически необоснованным: зачем появилась, что с ней произошло, каковы ее планы на жизнь — ответы должен дать именно этот персонаж, а не Джеймс, герой, вообще-то, второстепенный. Поэтому иногда кажется, что саму эту роль ввели лишь для того, чтобы показать Терон. Что же касается литературности, то такие сцены, как обильная на слезы встреча матери и дочери или отъезд Джеймса в светлое будущее (хотя в действительности — навстречу тюрьме) по трассе, очевидно, могли бы быть замечательно описаны в финале какого-нибудь крепкого реалистичного романа, а так, на пленке, выглядят нарочито мелодраматично, что не совсем хорошо, учитывая серьезную интонацию фильма, название которого заявляет о высшем уровне рефлексии. Ведь для Джеймса, Тары, Джолин жизнь до определенного момента была дурным видением, актом лунатизма, беспомощного хождения во сне, а такая идея все же требует более искусного воплощения.

Но все равно для режиссера-дебютанта Билла Мехера, который до того занимался только спецэффектами (пусть и в очень известных фильмах —-«Марс атакует!», «Бэтмен и Робин», «Люди Икс»), такая психологически напряженная, негромкая драма — очень хороший результат. Интересно посмотреть, в каком направлении он будет эволюционировать.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments