Весёлый человечек (g0dik) wrote in kinoclub,
Весёлый человечек
g0dik
kinoclub

Categories:

Книги про кино



Photobucket

1. "Understanding Movies" ("Понимая фильмы")

Автор Louis Giannetti (Луис Джаннетти) – профессор английской литературы и кино в Кливлендском университете.
"Understanding Movies" – это базовый учебник по кино. Такой кинобукварь. Джаннетти отдельно разбирает каждый аспект киноискусства и киноиндустрии. Каждая глава посвящена отдельной теме - операторскому мастерству (Photography), миз-ан-сцене (Mise En Scene), движению в кадре (Movement), монтажу (Editing), звуку (Sound), игре актеров (Acting) и так далее. При этом Джаннетти не ограничивается только кинопроизводством. Он пишет, например, о кинокритике или об идеологии в кино. В конце (в главе "Синтезис") все эти аспекты разбираются на примере ГФВВиН ("Главного Фильма Всех Времен и Народов") – "Гражданин Кейн".
Джаннетти помогает понять, как работает киноязык, приводя конкретные примеры. И не только из "музейкиношной классики", но и из блокбастеров, на которые Вы ходили в девушкой в прошлую пятницу – "Школа рока", "Бэтмен:Начало" или "Спайдермен 2".
В конце каждой главы есть список книг для "Further Reading" ("для тех, кому интересно"). Помогает не утонуть в гигантском потоке Amazon-а.

Книга была уже переиздана 11 раз. На основе "Understanding Movies" Джаннетти даже создал свой on-line-курс по кино. С тестами, заданиями для самостоятельных работ, фото- и видеопримерами итд. Всё как у "серьезных" дисциплин.

Лично мне эта книга помогла наконец перестать судить о фильме исключительно с точки зрения содержания. Проще говоря – "понра/не понра". Я стал пытаться понимать и чувствовать фильм именно как произведение, сделанное ЖИВЫМИ ЛЮДЬМИ. Которые ставили себе определенные творческие задачи, а потом искали для них решения. Именно от этих решений я получаю удовольствие. Может быть, кому-то это покажется занудным и слишком структурным подходом, в котором "нет воздуха для наслаждения искусством". Тогда не читайте эту книгу.

Еще "Understanding Movies" помогает понять простую истину. В кино нет низких и высоких жанров. Просто фильмы бывают РАЗНЫМИ. "Звонок 2" или "Бэтмен" нисколько не меньшие произведения искусства, чем "Приключение" Антониони. А братья Фаррели используют те же самые приёмы киноязыка, что и Бергман. Они просто разные люди и снимают разные фильмы.

К сожалению, эта книга ещё не была переведена на русский язык.
Английское издание можно купить здесь. А скачать с ifolder - здесь.


Photobucket

2. "Story" ("История")

Автор Robert McKee (Роберт МакКи)– главный преподаватель сценарного мастерства на планете Земля.
Книга "Story" - главный учебник по сценарному мастерству, созданный Человечеством.

Что еще?

"Story is about principles, not rules" – "Story" – о принципах, а не о правилах"
"Story is about eternal, universal forms, not formulas" - "Story" – о вечных, универсальных формах, а не о формулах"
"Story is about archetypes, not stereotypes" – "Story" – об архетипах, а не о стереотипах"
"Story is about originality, not duplication" – "Story" – об оригинальности, а не о повторах"
Это отличает "Story" от миллионов поделок из серии "Как написать за одну ночь сценарий, продать его за миллион и больше НИЧЕГО НИКОГДА НЕ ДЕЛАТЬ".

Официальный сайт Роберта МакКи

Эта книга тоже не была переведена на русский язык.
Английское издание можно купить здесь или скачать с ifolder здесь.


Photobucket

3. "Shooting to Kill" ("Снимая до последнего")

Автор Christine Vachon - один из самых главных независимых продюсеров США. Её самые известные проекты – фильмы Тода Хейнса ("Velvet Goldmine", "Safe" и недавний "I'm Not There" о Бобе Дилане).
Продюсеры – самая загадочная кинопрофессия. Все знают, что актеры "играют", операторы "снимают", режиссёры "…э-э-э режиссируют". Но что конкретно делает продюсер (кроме абстрактного "бабки достает") люди чаще всего не в курсе.
Эта книга описывает эту "странную" профессию, которая во многом ключевая в кино.
В качестве примера в книге приводится реальная смета. Кристин Вачон подробно указывает, где можно было сэкономить, где был вынужденный перерасход, а где удалось потратить меньше. Кроме того, в книге есть дневник, который она вела во время съемок "Velvet Goldmine" и "I Shot Andy Warhol". Помогает понять, ЧТО КОНКРЕТНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАЕТ ПРОДЮСЕР.

"The problem is that everyone who comes out says, "I want to be a director". Somebody has to make the coffee".
"Проблема в том, что все приходит и заявляют: "Я хочу быть режиссером". Но кто-то же должен варить кофе".

Конечно, в этой книги очень много американских реалий. Но много ли Вы знаете книг о продюсировании в российских реалиях?... Или так – много ли Вы знаете толковых книг на русском языке о продюсировании?

Эту книгу на английском языке можно купить здесь или скачать с ifolder здесь.


Photobucket

4. "On Film Editing" ("О киномонтаже")

Автор Edward Dmytryk (по-русски читается, наверно, Эдвард Дмитрик) (1908-1999) – американский режиссер. Свою карьеру он начинал монтажером.
Книга была написана в 1984 году. Конечно, Edward Dmytryk не знал, что такое Final Сut, Avid и клиповый монтаж.

Зато он знал:
"Rule 1. Never make a cut without a positive reason" – "Правило 1. Никогда не делай склейку без ясной причины".
"Rule 7. Substance first – then form" – "Правило 7. Сначала смысл – потом форма"

Остальные правила Вы можете прочитать, купив эту книгу здесь или скачав с ifolder здесь.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments