андрей чемоданов (chemodanov) wrote in kinoclub,
андрей чемоданов
chemodanov
kinoclub

Убийство джесси джеймса трусливым робертом фордом


The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford


смерть трусливого джесси джеймса

да, главный герой фильма роберт форд воистину мерзок. ни сценарист, ни режиссер, ни актер не пожалели красок и мазков для живописания его низкой натуры. но сегодня речь не о нем.


слава богу, они не щадят и джесси джеймса.
перед нами классический тиран-параноик. в первую же сцену ограбления он готов убить безоружного человека только потому что его алчность не была вполне удовлетворена. до полусмерти избивает подростка в бессильной ярости (только потому что не может добраться до врага=источника страха). убивает друга по абстрактному подозрению. это единственное совершенное им в кадре убийство: выстрел в спину.в котором нет ни мастерства, ни мужества. такой же подлый как тот, что оборвет и его  жизнь. он говорит: я дам змеям имена своих врагов. но не называет имен. не знает. 
страдания героя по поводу собственной несдержанности выглядят как литературщина. современный, лишенный невинности телевизором, зритель давно  уже знает цену слезам  серийных и бытовых убийц.. грош им цена. 
буковски сказал: "легко узнать хорошего человека. рядом с этим человеком тебе почему-то становится очень хорошо". тут совершенно обратный случай. вопреки закадровому голосу (а мы так и не узнаем кто рассказчик) рядом с джесси никто не может быть счастлив. мы видим как люди бледнеют, хиреют и увядают, обращаются в ничто, но не ПО СРАВНЕНИЮ с ним, а РЯДОМ с ним. он опасен даже не как бочка с порохом, а как грязный шприц.  бешенный пес заражающий своим безумием любого подельника. перед нами старый добрый тиран-параноик. нерон, ленин, сталин, саддам... человек принявший подлость как норму отношений, неспособен никому доверять и  сам заводит механизм предательства. джесси -- человек рядом с которым никто не живет больше нескольких лет.  его смех -- смех без улыбки, его рука на курке, взгляд насторожен, к нему нельзя подходить сзади. мы видим как-бы трогательные картины: джесси играет с детьми. но мы помним как он поступил с другим ребенком. и видим театр. у меня напрашиваются параллели: ленин с детьми, сталин с детьми, каддафи, саддам, амин и т.д.   кровопийцы любят эдак покрасоваться. 
тот же человек не спит ночами подозревая всех и вся. он сам понимает: рядом с ним не может быть надежности, доверия и покоя.
горстка загнанных в угол негодяев раз за разом разыгрывают свою тайную вкчерю и свой герфсиманский сад..
каждый смиряется со своей ролью, зритель даже начинает сочувствовать иуде, понимая, что ему приходится жестче всех.
единственный раз джесси джеймс становится джесси джеймсом: иконой. спина распрямляется, плечи расравляются, глумливая улыбка стирается, глаза честно смотрят в дуло смерти. 
выстрел.
дальше -- история мертвецов. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments