Oleg Bresky (ksanfik) wrote in kinoclub,
Oleg Bresky
ksanfik
kinoclub

Пиноккио / Pinocchio (реж. Роберто Бениньи, 2002)



Зачем быть "хорошим"

До какого предела можно упростить какую-то норму или какую-то истину? Чтобы не почувствовать, как кто-то водит гвоздем по стеклу?
С самого раннего детства человеку вбивают в голову, что он должен быть хорошим и вести себя хорошо. Не очень умные и не очень верующие бабушки обычно аргументируют это так: "Боженька накажет", "Кушай кашку, будь послушным, а то боженька накажет". Сам слышал такие проповеди несколько раз. И всегда очень огорчался.

Умные мамы говорят обычно - веди себя хорошо, не огорчай МЕНЯ. Ребенок смотрит на маму и что-то понимает...

Но есть еще один аргумент - самый ненадежный и циничный. Говорят - веди себя хорошо, и все у тебя будет хорошо. Сначала сделай что-то хорошее - а за это тебя ждет подарок. Читал недавно сценарий для детского спектакля о Пиноккио - и в нем разививалась эта нехитрая ложь - все у Пиноккио будет ОК, если Пиноккио будет "хорошим". А хорошим он может быть, только сделав что-то(У Марка Твена есть хорошая пародия в которой все наоборот).

Но жизнь - извилистая штука. В ней не действуют законы вознаграждения. Мы почти не видим вокруг себя справедливо награжденных людей. Святой Папа Иоанн Павел - страдал - и страдал до последнего - на глазах у всего мира. Человек, вознесенный по должности - на самую вершину человеческого мира - показывался на публике, истекающим слюной - сочившейся из уголков рта.

И как часто низкие и продажные люди - одаряемы. Люди, которые как будто не заслуживают ничего - одаряемы!

Мы не можем привести примеров, чтобы у человека, который живет хорошо - все было бы очень хорошо. Есть непременно что-то "плохо".

В фильме "Пиноккио" знаменитый Роберто Бениньи должен был решить эту задачу моральной проповеди - чтобы не резанул слух звук гвоздя по стеклу. И он ее решил замечательно.

Бениньи сам сыграл Пиноккио. Пиноккио в фильме - не мальчик (вообще стереотипом является, что Пиноккио - мальчик, однако Пиноккио - на самом деле - кукла. Он - действительная кукла - без возраста. Он и не большой и не маленький. У меня в детстве были такие фигурки - странных клоунов - без определенного возраста. Это дает возможность вообще снять проблему детства и все поправки в фильме на детство. К Пиноккио предъявляются требования, как к полноценому человеку - и он эти требования примеряет на себя.

Ему нигде, никто и никогда не обещает никакой награды. Он должен быть хорошим здесь и сейчас. И не за награду, а просто так. Но он также может быть и нехорошим.

Фильм - о том, что такое обстоятельства, которые делают из человека - человека. Фильм о природе этики и человечности. (и мог бы быть хорошей магистерской работой Бениньи по христианской этике в католической семинарии, в которой некоторое время учился - в те времена, когда хотел стать священником).




Пиноккио становися "хорошим" только перед лицом Голубой Феи и своего отца Джепетто. Он становится человеком, когда начинает "просить". И эти законы - он сам открывает. Он открывает, что по иному он не может существовать просто, что без Голубой Феи нет и его самого. Действуют законы, моральные законы, обычные законы - и исполнять их - тоже акт веры. Не за награду - а чтобы не обидеть Голубую фею - и еще - папу. Но законов вознаграждения - нет. Они соверщенно и очень ювелирно обойдены и лишены всякой силы и места в фильме. Остается только закон любви - когда Пиноккио поднимает глаза и видит взгляд Феи, не отрывающийся от него и его не покидающий.

Это фильм, конечно, для взрослых - для родителей больше, чем для детей.


***
Хочется несколько слов добавить об еще одном слое в фильме - он начинается с красот - естественных - горы, реки, озера, прекрасные средиземноморские сосны, пение птиц. Именно из этой природы - часть от нее - в город человеческий падает полено - и скачет по нему, как полоумное, вызывая беспорядок и замешательство. Природе - беспорядочной, и шальной, - конечно, в городе нет места. И заканчивается фильм - тоже пейзажем, но Пиноккио уже занял свое место - и его место - вне природы - вне ее дионисийских радостей. Этот разрыв очень сильно обозначен в фильме - противоположность города и сосен. Они так и не примиряются. Пиноккио становися человеком ценой какой-то потери. Грустной потери. И его тень отправляется к соснам и озерам. И потому в фильме нет никакой точки, - как и нет вознаграждения. Голубая Фея ждет еще чего-то - и от Пиноккио, и от его отца, и от сосен, которые приняли тень Пиноккио, превратившегося в человека.

Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

Recent Posts from This Community