desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Да будет свет / Shine a Light - небольшое сравнение с «Gimme Shelter» («Дай мне убежище»)

Масштабы освещения

Фильм Мартина Скорсезе «Да будет свет» заслуживает внимания хотя бы из-за авторства: где еще можно видеть сочетание таких знаменитостей, как Скорсезе и Джаггер? Так что каждый зритель искал здесь что-то свое. Сразу скажу: поклонники «Роллингов» будут довольны. Кумиры выглядят прекрасно, зафиксированы во всех возможных ракурсах, это не какой-то там банальный клип, а настоящая высокопрофессиональная киносъемка; звучат все хиты, энергия фонтанирует, заканчивается бессмертным «Satisfaction». А вот в отношении самодостаточности «Света» как кинематографического произведения — разговор уже отдельный. Ведь у Скорсезе получилось то, что в советские времена называлось «фильм-концерт». Сцена и музыка, ничего больше; возможно, этого было бы достаточно, если бы не другие картины, в которых также снимали группу Джаггера. В первую очередь вспоминается лента, без которой вообще невозможно представить себе историю как контркультуры, так и независимого кинематографа: «Gimme Shelter» («Дай мне убежище») Альберта Майзелса.

Майзелс, сын эмигрантов из Тернопольщины, еще в конце 1950-х заявил о себе как о едва ли не самом интересном документалисте Америки. Его метод «прямого кино» позволяет без декораций, сценариев и комментариев, с одной легкой камерой создавать целостные, яркие истории, полные того, что сам режиссер называет жизненностью. Именно точность реалий придает картинам Майзелса гипнотическую силу, останавливающую взгляд зала.

Эти черты прекрасно воплотились в «Убежище». В 1969 году Майзелс отправился вместе с «Роллинг Стоунз» в печально известное турне, закончившееся побоищем с участием группировки байкеров «Ангелы Ада» в Альтамонте. Кроме самой музыки, Майзелс тщательно документировал и то, что творилось вокруг: моменты репетиций, бытовую рутину, переговоры о концерте, хаотические передвижения публики и тому подобное; в конце концов, в этом роковом путешествии ему удалось снять буквально все, вплоть до зачисленного в черный список рок-движения убийства одного зрителя. Снятое — это мастерская киноисповедь, выстроенная по угрожающей логике кошмара, который оборачивается притчей о 1960-х, — от будничной суеты шоу-бизнеса и беззаботной пестроты хиппующих детей-цветов до бесконтрольного озверения, захлестывающего исполосованную прожекторами ночь над Альтамонтом.

Фактически без каких-либо помощников, с одной маленькой камерой, рискуя здоровьем, Майзелс сумел создать фильм не только о феномене одной группы, но и о целой эпохе шестидесятых, об апогее и в то же время — финале той причудливой революции. И именно таким документом времени не является фильм Скорсезе. Прибегая к изобразительным метафорам, у Скорсезе вышел стандартный парадный портрет, у Майзелса - эпохальное полотно. Но, видимо, автор «Таксиста» и «Злых улиц» ставил перед собой несколько иную задачу. Наверно, просто хотел развлечь себя, да и только. А если развлек дополнительно некоторое число посторонних людей — то это можно считать хорошим результатом.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment