izumi (rusprimavera) wrote in kinoclub,
izumi
rusprimavera
kinoclub

Categories:

Проклятый путь /The Road to Perdition/

2002 год
Режиссер: Сэм Мэндес
В ролях: Том Хэнкс, Тайлер Хечлин, Пол Ньюман, Джуд Лоу, Дженифер Джейсон Ли и др.           

Два года зритель терпеливо ждал нового шедевра от талантливого и удачливого режиссера «оскароносной»
«Красоты по-американски» Сэма Мэндеса. Почти такое же время на экранах отсутствовал не менее
титулованный различными наградами (в том числе – двумя «оскарами» за лучшую мужскую роль)
любимец публики и просто «хороший парень» Том Хэнкс.

Гангстерское кино – уже давно не модный и почти забытый жанр для Голливуда. Казалось бы, что еще нового
можно сказать по поводу этой избитой темы. Ведь, благодаря кинематографу, «отцы» и «сыновья»
различных мафиозных кланов для рядового американца что близкие родственники.
Тут вам и подробности рождения, взросления, и  личной жизни, любовных неурядиц, и смерти… А уж показать –
тем более нечего.
 

 Современный зритель избалован трагедиями мирового масштаба, глобальными катастрофами и
стихийными бедствиями, произведенными в «силиконовой долине» кудесниками-программистами. 
А про последнее время и говорить нечего – теперь подавай беды и терракты в прямом эфире, реальную смерть «за стеклом».

«Проклятый путь», пожалуй, многих разочарует. Этот фильм относительно спокойный, серьезный, требующий внимательного и вдумчивого просмотра. Зритель должен уловить все малейшие детали, чтобы раскрыть для себя непростые характеры главных героев, понять психологизм картины. Сюжет – нехитрый, конец – вполне предсказуемый и ожидаемый. Итак,  Америка, 30-е годы прошлого века, великая депрессия, все и
вся под контролем мафии, причем не только итальянской, но и ирландской.

В небольшом провинциальном городке весь нехитрый бизнес контролирует «отец» - Джон Руни (Пол Ньюман) – хладнокровный, жесткий, но не лишенный обаяния и любящий детей. У него есть родной сын, Коннор Руни (Даниэль Крэг), жуткий негодяй и душегуб, и сын приемный - Майкл Салливан (Том Хэнкс). Когда-то, будучи еще совсем маленьким, он остался без родителей, и бедного сироту Руни-старший взял под  свое мафиозное крыло и дал, так сказать, «путевку в жизнь». Теперь Майкл «отрабатывает» свое счастливое детство – он «Ангел смерти», или наемный убийца, по-нашему.  Жизнь в городке протекает тихо и спокойно. Периодически с кем-то из местной мафии проводят «разъяснительные беседы», после которых проводятся пышные поминки, где солидные мафиози в красивых черных костюмах пьют эль и танцуют джигу.

«Ангел смерти» Майкл Салливан на первый взгляд вполне добропорядочный гражданин – у него очаровательная жена (Дженифер Джейсон Ли) и двое ребятишек. Все как у людей. Только один из его сыновей оказался слишком любопытным. Ему не дают покоя ночные отлучки отца. Когда «ангел» в очередной раз отправляется на дело, мальчик прячется в машине, подглядывает, и, естественно, становится свидетелем убийства. Все в шоке, а коварный Коннор Руни боится, что теперь ребенок всем расскажет о нехороших поступках гангстеров и посему решает убрать всех ненужных свидетелей, то есть всю семью Салливанов. Он хладнокровно убивает жену и младшего мальчика Майкла и организует охоту на сбежавших  отца и сына, но сам при этом прячется под боком Аль Капоне.

Майкл Салливан-ст. и Майкл же Салливан-мл. колесят по всей Америке, грабят банки, при этом изымая только «грязные» деньги мафии и раздавая их бедным и несчастным банкирам. Парочка находится на прицеле у «коллеги по цеху», наемного убийцы, «репортера»-Магвайра (Джуд Лоу). Лоу потрясающе сыграл ущербного человека и откровенного психа, который не просто любит убивать, но и обожает фотографировать свои жертвы. А дома у него целая экспозиция изображений истекающих кровью трупов в дорогих золоченых рамах.

Салливаны проворно уворачиваются от пуль и ножей, и в конце концов Майкл-старший таки мстит за смерть жены и  младшего сына, в одиночку перебивает всю ирландскую мафию, но и сам погибает в смертельной схватке с  фотографом-извращенцем.

Мы привыкли видеть Тома Хэнкса в роли совсем других персонажей – совершенных и до боли правильных. Здесь же он – хладнокровный киллер и весьма скупой на эмоции человек. Весь внутренний мир героя, его переживания и эмоции актеру приходится играть глазами. И надо отметить, ему это удается с блеском. Почти два года Хэнкс не появлялся в большом кино и эта столь неожиданная и очень сложная для него роль, в любом случае компенсирует ваши затраты на билет. Пожалуй никто, кроме Пола Ньюмана, не смог бы справиться с ролью «отца мафии» Джона Руни, передать эту бесконечную борьбу любви и ненависти, нежности и хладнокровия, отчаяния и расчета. Этот ледяной взгляд способен убить стальным холодом любого врага без оружия и в то же время растопить лед даже в самом жестоком сердце. Голливудский красавчик Джуд Лоу сыграл здесь настоящего морального урода и физического калеку. Плешивая голова, желтые сколотые зубы, ковыляющая походка, нелепые одежды и эти чуткие глаза, столь любящие внимательно наблюдать за смертью и потом столь жестоко ее фиксировать на фотобумаге.

Многие критики пытаются сравнивать этот фильм с такими известными гангстерскими сагами как «Однажды в Америке», «Крестный отец», кто-то даже находил сходство с «Героем-одиночкой». Мне кажется, что в данном случае стоит «покопать» поглубже и вспомнить такие фильмы как «Бонни и Клайд», «Бойня в день Св. Валентина», а также классические гангстерские фильмы 30-х годов. Обращает на себя внимание цветовое решение фильма.  Фильм выглядит черно-белым, хотя и снят на цветную пленку. Монотонность света и полутеней разбавляют два цвета. Красный цвет – цвет смерти, порока и агрессии. Красный бордель, красная домашняя фото-студия безумца фотографа, красная кровь. И цвет голубой – мы видим его в начале и конце фильма. Майкл Салливан-младший стоит к зрителю спиной и смотрит на голубой океан. Голубой – очищение и забвение. Мальчик так и не смог сделать первый в своей жизни выстрел. Отец отомстил за всех и искупил все прошлые и будущие грехи своей смертью. Океан все смоет – впереди целая жизнь. Ведь когда спрашивают о том, каким был Майкл Салливан, сын отвечает: «Он был просто моим отцом». Такие вот «отцы и дети» по-американски.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments