dryoldscholar (dryoldscholar) wrote in kinoclub,
dryoldscholar
dryoldscholar
kinoclub

«ОСОБО ОПАСЕН» / WANTED

Если судить о фильме Бекмамбетова как о рядовом боевике (то есть – по спецэффектам и кассовым сборам), то перед нами несомненно успешный, хотя и стандартный продукт голливудского конвейера. Беда в том, что этим он не удовлетворяется, а претендует на то, чтобы нести в массы некие мысли о жизни и коды поведения. 

Благими намерениями вымощена дорога в ад. В благих намерениях г-на Бекмамбетова я не сомневаюсь. О чём нам собирались поведать в Wanted? О том, как герой преодолевает препятствия и собственные слабости, становится лучше и берёт жизнь в свои руки. Подобному замыслу можно только поаплодировать. Однако на деле под этим прикрытием фильм пропагандирует совсем иные идеи – идеи, которые внушают тревогу и неприязнь.

 

I. CУПЕРГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?

«Особо опасен» – как будто бы ещё один рассказ о превращении рядового недотёпы в супергероя, аналог историй Человека-паука или Супермэна. Мужская версия сказки о Золушке. Однако есть нехилое отличие.

Мир подобных «сказок» подчинён простой и понятной морали. Фея-крёстная помогает Золушке не в порядке компенсации за тяготы жизни, а в награду за её душевные качества: доброту, скромность, трудолюбие и т.д. Герои комиксов – Супермэн, Человек-паук, Бэтман и т.д. – получают свою силу только потому, что обладают особыми моральными качествами, и только для того, чтобы сделать нечто доброе и вечное.

Теперь сравните с героем Wanted. Нам показывают гротескного неудачника: у него проблемы с работой, которую он ненавидит, с женой, которую он не любит, и с друзьями, которых у него нет. Может быть, он как-то пытается изменить свою жизнь или заслужить лучшую судьбу? – Ничего подобного! Тем не менее, к нему ни с того ни с сего является роскошная женщина на красном Феррари, даёт много денег и пистолет и объясняет, что на самом деле он сверхчеловек.

Как же он распорядился подарками судьбы? – Он тут же ощутил себя достаточно сильным, чтобы сделать то, на что раньше у него смелости не хватало: (1) нахамить шефу (пожилой женщине), (2) ударить обидчика, (3) бросить жену. Далее он до конца фильма занят тем, что без особой рефлексии избавляется от всех, кто стоит у него на пути: сначала от случайных людей, убийство которых ему заказывают, затем – от собственных товарищей по «братству». Всё это преподносится под слоганом «Выбери свою судьбу!»

Итог. Супергерой американского комикса – это добродетельный человек, чьи качества оказываются оценены по достоинству благодаря участию сверхъестественного. Герой Wanted – это ничтожество, которое, даже получив сверхспособности, так и осталось ничтожеством. Ядро истории о супергерое – это демонстрация того, что в мире есть справедливость. Основа истории Wanted – это реализация фантазий неудачника.


II. ВЫБЕРИ СВОЮ СУДББУ?

«Особо опасен» выступает против внутренней покорности, обывательского самоуспокоения                                                                                                                          Т. Бекмамбетов 

«Особо опасен» фильм Бекмамбетова тем, что он пытается пристроиться в кильватер к таким культовым картинам, как «Матрица» и «Бойцовский клуб». То, как герой Wanted попадает в «братство» и узнаёт там правду о себе и своих способностях, и то, как он в конце одерживает верх над своим антагонистом, намеренно показывается таким образом, чтобы вызвать у зрителя ассоциации с аналогичными эпизодами «Матрицы». Неприязнь героя Wanted к своему образу жизни и его скандальный уход из офиса преподносится зрителю в качестве развития тем и образов, лежащих в основе «Бойцовского клуба». В действительности же Wanted пропагандирует именно те ценности, которые «Матрица» и «Бойцовский клуб» отрицают.

Отчего страдает герой Wanted? Оттого, что у него мало денег, скучная работа, проблемы с женой, коллегами и начальством. Отчего страдают герои Киану Ривза и Эдварда Нортона? От невозможности обрести подлинную свободу в мире иллюзий, создаваемых обществом потребления. Их герои проповедуют отрицание материальных ценностей, навязываемых массовой культурой. Героя Wanted, напротив, только такие ценности и привлекают: деньги, власть, женщины, ощущение своей значительности. Действия Нео и Тайлера Дердена – это бунт личности против системы тотального контроля над разумом. «Бунт» героя Wanted – это месть неудачника, почувствовавшего свою безнаказанность.


III. ОФИСНОЕ РАБСТВО?

В анонсе герой Wanted назван «обычным клерком», однако в фильме невероятно много внимания уделяется тому, чтобы показать, каким жалким лузером он на самом деле был, и, что самое главное, благодаря чему перестал им быть. Для этого используются весьма грубые средства внушения, обычно применяемые в рекламе.

Какие же максимы внушаются зрителю на примере героя Wanted?

(1) «Если у тебя нет денег – ты лузер» (сцены общения с банкоматом идут словно 25-м кадром).
(2) «Если у тебя нелады с бабой – ты лузер» (не слишком эстетичные сцены коитуса…).
(3) «Если у тебя скучная работа – ты лузер» (горы бумаг, начальница-стерва…).
(4) «Если ты не можешь просто так ударить человека, ты – сам баба и лузер. Если можешь, ты – «настоящий мужик» (это герою вдалбливает его тренер по спаррингу).

Кто такой «настоящий мужик» по версии Wanted? Благодаря чему герой становится наконец «настоящим мужиком»? (об этой трансформации нас с восхищением в голосе информирует любовник его жены) Благодаря тому, что он чудесным образом получает:

(1) Много бабла.
(2) Клёвую бабу в лице Анжелины Джоли.
(3) Крутую пушку вместо офисного кресла.
(4) Убеждённость в своей правоте для того, чтобы нахамить начальнице, послать жену, ударить обидчика, а затем и просто убивать всех подряд.

Последнее особенно важно: в фильме ни разу не проскальзывает ни тени сомнения в правоте главного героя, что бы он ни делал. Напротив, всё преподносится зрителю вполне серьёзно и с большим пафосом. В результате, Wanted предлагает любопытную программу по осмыслению своего места в жизни и путей к его улучшению:

Кто виноват, если ты чувствуешь себя неудачником? Виноваты (1) работа, которая у тебя не получается, (2) жена, которую ты не любишь, (3) друзья, которых у тебя нет, (4) весь остальной мир, которого ты боишься.

Что делать с этой ситуацией? (Может быть, попытаться что-то изменить в себе и в своей жизни? – Ни за что на свете!) Надо просто осознать, что ты «настоящий мужик», послать всех на…, и тогда у тебя будет (1) много бабла, (2) клёвая баба и (3) нескучная жизнь.

Как говорил ослик Иа: «Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар».
(да-да! я бываю гнусным плагиатором :)

Допускаю, что я слишком серьёзно воспринимаю то, что не заслуживает такого отношения, и надеюсь, что другие зрители не окажутся столь же въедливыми, а будут просто без задней мысли наслаждаться зубодробительным драйвом – тем, что в фильмах Бекмамбетова всегда делается мастерски.


 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments