Shimosawa (shimosawa) wrote in kinoclub,
Shimosawa
shimosawa
kinoclub

Categories:

"Зловещие мертвецы или Сказка о голубом колдуне"

Продолжая обзор японских фильмов, напишу сегодня о странном фильме, который нам с ptichka_mynx посчастливилось посмотреть!



Варианты названия:
- Makai tensho
- Samurai reincarnation
- Зловещее воскрешение

1981 год
Режиссер: Kinji Fukasaku

Впечатления от первого просмотра без перевода.
Любим мы с Птичкой-лисичкой смотреть фильмы на японском (хотя она учит китайский, а я пытаюсь освоить первые 5 букв катаканы)...
И вот сели мы смотреть японское кино на непонятном языке, находясь в твердом уме и трезвой памяти. Началось все с какой-то резни. Ночь, трупы кругом, головы понатыканы, кресты выступают из тьмы... Срашнооо...
Потом из всего этого месива воскресло нечто, оказавшееся симпатичным молодым человеком в богатых одеждах и с офигительным макияжем. И все бы ничего, но голова у него была съемная, и он ее время от времени носил в руках.


И начал этот красавец колдовать и взывать к духам мертвых. Долго ли коротко ли, вызвал он из небытия нескольких мертвецов - злобную, но очень несчастную женщину; бравого самурая, всего заросшего какой-то бородой; озабоченного монаха, который сразу после смерти стал откусывать девушкам интимные подробности; почтенного седого старика, у которого периодически глаза становились полностью черными; и напоследок, видимо, уже для души, - симпатичного молодого человека (которого и играл мой ненаглядный Hiroyuki Sanada)


И вот эта зомби-команда весь фильм делала живым людям всякие гадости под предводительством красивого безголового колдуна.


И пока за колдуном охотился некто Yagyu Jubey

(его, как всегда, играл Sonny Chiba, кочующий в этом образе народного героя из фильма в фильм), я, естественно, наблюдала за своим любимым персонажем, которого играл молодой Санада.
Напугал меня тот момент, когда у него, как это и положено всякому уважающему себя зомби, загорелись глаза - брррр! жуть!..
Потом он пошел охотиться на какую-то девушку, в которую почему-то влюбился и даже не стал ее убивать.


А красивый колдун, оказывается, берег героя Санады лично для себя - приглянулся он ему, видать. Даже штаны красные шелковые пожаловал со своего плеча... А то бегал Санада в коротком халатике, неприлично все-таки. Но молодой человек, насмотря на замечательные штаны и даже на горячие многообещающие поцелуи,

от которых его почему-то передергивало, продолжал встречаться с девушкой, за что и был жестоко наказан посредством повторного умерщвления.

Это был рассказ о том, что мы увидели в непонятном фильме, который я бы назвала "Зловещие мертвецы или Сказка о голубом колдуне".

***************************
А вот о чем был этот фильм на самом деле.

"Зловещее воскрешение"

Этот фильм о мрачных временах и великих битвах. О людях, каждый из которых ещё при жизни стал легендой Японии. О событиях, которые сравнивают с Парижской Коммуной или американской Войной Независимости. О великих мастерах боевых искусств. О ненависти и мести. О Пути Меча.
Исторический фон фильма - христианское восстание в Симабара в 1637 году* (см. пояснение внизу). Восстание жестоко подавлено сёгунатом, На пожарище взятой крепости празднуют победу. Именно в это время и в этом месте начинается действие фильма.
В этом фильме противоборствуют два мира - мир реальный и мир духов.
Главный герой фильма - дух Амакуса Сиро Токисада - предводитель христианского восстания. Он возвращается в этот мир из мира мёртвых, чтобы отомстить сёгуну Токугава (а значит, всему клану Токугава) за убиенных единоверцев.
Он решает, что его дорога не в рай, а в совсем другую сторону, призывает на помощь все силы зла и даёт клятву мстить до конца. Для этого он собирает команду, и в этой команде оказываются духи легендарных людей, великих мастеров боевых искусств.
Вот они:
ХОСАКАВА ГАРАСИЯ:
Личность в Японии довольно известная. Христианка. Её муж, Тадаоки, абсолютно не разделял и не понимал её религиозной преданности. Была оставлена в заложники некому клану своим мужем (практика оставления в заложники членов семьи, которую успешно впоследствии использовал товарищ Сталин, была в Японии нормой). Впоследствии муж предал этот клан, перейдя на сторону Токугавы и подписав тем самым смертный приговор жене.
Амакуса Сиро использует неотмщённую обиду на мужа, чтобы воззвать её дух к новой жизни и борьбе на стороне сил зла.
МИЯМОТО МУСАСИ:
Миямото Мусаси Фудзивара-но Генсин - личность сверх-легендарная. Он стал лучшим мастером фехтования на мечах в Японии, 62 раза выходил на бой "на смерть", и 62 раза побеждал. Достиг такого мастерства, что выходил на поединки против настоящего меча с мечом деревянным (боккеном) и этим боккеном мог разрубить человека пополам. Создал школу фехтования "Ни Тэн Ити Рю", написал книгу "Книга пяти колец" ("Го Рин Но Сё"), которая многими воспринимается не только, как книга о фехтовании, но как учебник стратегии, применимой в любой сфере жизни, например, в бизнесе.
Мусаси, умирая, сожалеет о том, что ему не удалось сразиться с Ягю Тадзима, человеком, создавшим школу фехтования Ягю-рю, школу для клана Ягю, клана телохранителей сёгуна. Сразиться, чтобы выяснить, кто же Величайший - Мусаси или Ягю. Это то самое несделанное дело, ради которого он готов, умирая, возродиться в новом качестве и примкнуть к Амакуса Сиро.
ИНСЮН:
Настоятель монастыря Ходзоин, о-в Хонсю. Великий мастер фехтования на копьях. В этом монастыре учился фехтованию О-сэнсэй. Мусаси действительно сражался с Инсюном, победил, но не убил его. Инсюн был известен тем, что дал обет воздержания. При этом он отнюдь не жил отшельником, и ему приходилось постоянно отражать "нападения" знатных дам, которые знали о данном Инсюном обете.
В фильме Инсюна вызывает на поединок и побеждает дух Хосокавы Гарасия, и Инсюн умирает с одной мыслью. Контроль над женщиной. Много лет аскетических тренировок, и вот его победила женщина. Именно этот "рычаг" использует Амакуса Сиро, чтобы возродить дух Инсюна к новой жизни.
КИРИМАРУ:
Киримару - родственник Ига-нинздя, который имел несчастье прийти в гости к родственникам как раз в то время, когда враждующий с ними клан Кога-ниндзя решил вырезать всю их деревушку. Он просто оказался втянутым в эту войну, и был убит. Он совсем ещё молодой человек, ему ещё, что называется, "жить да жить", и, отомстив за истребление семьи Ига, он пытается покинуть дружную "потустороннюю" команду, и жить в новом качестве только ради того, чтобы жить. Но этого ему не суждено.
ТАДЗИМА ЯГЮ:
Тадзима из клана Ягю, человек, создавший школу фехтования телохранителей сёгуна.
Он прожил долгую жизнь, создал школу, и всё бы было хорошо. Но вот теперь он желает сразиться со своим сыном Дзюбэем, чтобы выяснить, кто же самый великий фехтовальщик. Именно это заставляет его встать со смертного одра уже в качестве злого духа. Психологически это довольно тонкий момент в фильме - отец больше жизни жаждет взять меч и убить своего сына. И не потому, что сын такой плохой, а потому, что он такой хороший! Он ЛУЧШИЙ!!!

Амакуса Сиро находит для каждого из них свою весомую причину вернуться в мир живых, чтобы довершить главное дело своей жизни или отомстить убийцам за себя и за свой клан. Естественно, что мстить в каждом случае оказывается нужно Токугаве.
О ДУХАХ:
Вообще, участие духов умерших (а еще круче - убитых) людей в реальных событиях - это очень характерно для японской мифологии. Духи в японской литературе занимают не менее значимое положение, чем тень отца Гамлета в литературе европейской. Считается, что, если человек умирает, не исполнив своего самого главного дела, или не отомстив за какую-то самую тяжкую обиду, то его дух не успокоится и будет возвращаться в реальный мир, чтобы довершить дела "другим путём". Если дух, конечно, силён.

Итак, Сиро с помощниками начинают действовать. Они убивают местного феодального лорда, его телохранителя из клана Кога-нинздя (это месть Киримару за своих родственников), насылают стихийные бедствия и неурожай на поля, принадлежащие сёгуну, сеют раздор между крестьянами и их старейшинами, подстрекают крестьян подняться в поход на Эдо (столицу). В то же время Хосокава Гарасия, притворившись придворной шлюхой, обольщает самого сёгуна, который дни и ночи проводит с нею, забыв о государственных делах и не контролируя больше ситуацию в стране. В результате дела идут к тому, что Япония скоро утонет в междоусобных войнах, голоде и болезнях.
Однако на сцену приходит Ягю Дзюбэй .
ДЗЮБЭЙ ЯГЮ:
Сын Тадзима Ягю. С детских лет изучал фехтование под руководством отца. Один глаз потерял в детском возрасте во время тренировки. "С начала сказки ходит в повязке". Это самый положительный герой в фильме. Ему суждено спасти Японию от мрака и разрушений, которые несёт Амакуса Сиро.
Дзюбэй - один из двух сыновей Ягю Тадзима. Он с малых лет учился фехтованию у своего отца, потеряв глаз на одной из этих тренировок. Дзюбэй видит, что происходят страшные вещи, понимает, что вступил в противоборство с миром духов. Он узнаёт, что отец перешёл на тёмную сторону, и понимает, что только он может и должен остановить это безумие. И Дзюбэй берётся за меч.
В подвигах Дзюбэю помогает обладающий мистической силой меч работы мастера Мурамаса, меч, который называют "убийцей духов". Говорят, что этот меч где-то существует и по сей день. Мастер Мурамаса вложил в этот меч всё своё мастерство, все силы и весь свой дух, и упал замертво, отдав этот меч Дзюбэю. Но дух Мурамаса живёт в стали его меча и помогает разрушить коварный план Сиро.

В развязке фильма - захватывающие сцены поединков на мечах. Очень красиво снят бой Дзюбэя с Миямото Мусаси на берегу моря. Ягю Тадзима прорубает дорогу через многочисленных охранников сёгуна. Ну, и, конечно, поединок Тадзима и Дзюбэя также заслуживает особого внимания.
Фильм производит впечатление не только батальными сценами и экзотическим японским антуражем. Есть в нём несколько необычных моментов, которые лучше всего описываются фразой "умом Японию не понять". Во-первых, это, конечно же - жажда отца Ягю взять меч и порубить в капусту своего сына, причём не потому, что cын плохой, а потому, что он - лучший! Ну и во-вторых - это то, что образ Амакуса Сиро, мученика и национального героя Японии (по крайней мере, христианской её части), здесь по-сатанински мрачен и отрицателен.

_______________________________
* Христианское восстание в Симабара в 1637 году
Когда-то давным-давно:
В 17-м веке жизнь в префектурах Симабара и Амакуса (остров Кюсю) была крайне тяжёлой. Высокие налоги и стихийные бедствия держали народ в изматывающей нищете. Тысячи крестьян были в свое время обращены в христианство испанскими миссионерами Святого Франциска Ксавьера. Феодальные лорды безжалостно преследовали крестьян за их чужеродное вероисповедание.
Крестьяне верили, что этому должен наступить конец, поэтому они искали мессию, который их спасёт. Спасителя они нашли в лице Амакуса Сиро, харизматического молодого человека, сына одного из вассалов местного феодального правителя.
В октябре 1637 года фермеры с Симабара и соседнего острова Амакуса подняли восстание. К ним присоединилось большое число ронинов (самураев, не имеющих хозяина) и бывших вассалов местного феодального правителя, которого казнили по приказу сёгуната. Повстанцы хотели создать христианскую коммуну в регионе.
Сподвижники видели в шестнадцатилетнем Сиро божественную фигуру, почти Христа, считали, что он может творить чудеса и объединить под своим началом всех угнетённых.
Сиро, также известный, как Масуда Токисада, взял себе христианское имя - Иеромони. Люди рассказывали о нём, что к нему прилетают и садятся на руку птицы, что он может ходить по воде и извергать изо рта огонь.
Чтобы противостоять огромной армии сёгуна, восставшие крестьяне укрепились в заброшенной крепости Хара на полуострове Симабара.
Крестьяне ожесточённо сражались с армией сёгуна в течении четырёх месяцев, но в конце концов запасы их подошли к концу.
Конец восстанию в феврале 1638 года положила массированная атака сёгуната армией в 125 тысяч человек. Два дня продолжалась битва, в результате которой было вырезано 37 тысяч крестьян, в том числе женщин и детей.
Вскоре после этого воины сёгуна выставили на обозрение отрубленные головы нескольких повстанцев. Среди них была голова юного спасителя Сиро.
Вне всякого сомнения, имя Амакуса Сиро было прославлено в легендах.
Директор Музея Славы Амакуса Сиро в Ояномачи, префектура Кумамото, говорит, что об этом человеке известно крайне мало, и документов о его жизни почти нет.
Историки сравнивают восстание в Симабара с Французской революцией и американской Войной Независимости, говоря, что они также боролись за свободу и равенство.
Однако, христиане в других странах отказываются признать Сиро мучеником, поскольку восстание связано с применением насилия.
Бывший мэр Ояномати, который был удостоен аудиенции Папы в 1991 году, попросил канонизировать фигуру Сиро, поскольку восстание не противоречит духу христианства.
Однако ответа от Папы, устного или письменного, не последовало.

Информация о фильме взята отсюда.
Фотографии из фильма, поскольку на DVD его у меня пока нет, я взяла с сайта Sanada’s Cat


P.S. Зато теперь мы знаем, о чем был фильм! И что безголовый колдун-гей, поднявший армию зомби - это христианский идол...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments