desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Перемотка» / Be Kind Rewind

Волшебная сила киноискусства

Мишель Гондри — не слишком плодовитый постановщик, тем не менее каждая его новая работа, отмеченная неповторимым авторским стилем, вызывает оживленную реакцию в кинематографическом мире. Этот режиссер уникален еще и тем, что, сохранив свою художественную независимость (согласно собственному кредо — иногда лучше иметь меньше денег и больше свободы), оставшись европейцем до мозга костей, достиг успеха в Америке, получив «Оскар» за «Вечное сияние чистого разума» (2004) в категории «лучший оригинальный сценарий». Однако после этого ожидаемого перехода в голливудский мейнстрим не произошло, а следующая картина, «Наука сна» (2006), — по-европейски утонченное произведение.
Особенности режиссуры Гондри во многом объясняются его биографией. Он родился и вырос в Версале, в семье рок-фанатов. Его дед разработал одну из первых моделей синтезатора, так называемый клавиолин, а отец торговал электрогитарами. Поэтому не удивительно, что уже в детстве Мишель хотел быть изобретателем и художником, и мечту свою, в конце концов, осуществил. Создав вместе с друзьями рок-группу в колледже, снял для нее несколько клипов, которые имели успех на телевидении и заинтересовали Бьорк. Для певицы, которая тогда лишь начинала свою сольную карьеру, Гондри снял чуть ли не лучшие ролики. В рекламно-клиповой индустрии он стал не только наиболее оплачиваемым режиссером, а и действительно изобретателем многих вещей, например, снял первый клип с применением технологии морфинга, направив на один объект много камер, — позже этот прием растиражировали братья Вачовски в «Матрице» (источник - imdb.com).
Потому и не удивительно, что в фильмах Гондри всегда чрезвычайно интересный предметный ряд, насыщенный визуальный язык, много феерических приспособлений. Но важно, что за всем этим режиссер не забывает выстраивать увлекательный сценарий. Вот и в «Перемотке» сюжет — настоящая находка для киноманов. Шут-параноик Джерри (Джек Блэк), пытаясь совершить диверсию на электростанции, превратился в живой магнит и случайно стер все кассеты в лавке видеопроката Элроя (Денни Гловер), где работает его друг Майк (Мос Деф) и которую в рамках реконструкции квартала хочет закрыть муниципальная власть. Чтобы спасти положение, двое оболтусов решают переснять все хиты мирового кинематографа: «Охотников за привидениями», «Короля-Льва», «Час пик-2, «Робокопа», «Людей в черном», «Шофера миссис Дейзи», «Космическую одиссею 2001», «Керри»... Выходят лихие самодельные короткометражки на 15-20 минут, но они нравятся клиентам, в лавку выстраиваются предлинные очереди!
Понятно, такая фабула для изобретательного Гондри — настоящий подарок. На уловки, к которым прибегают Майк, Джерри и их многочисленные единомышленники, переснимая очередной блокбастер, невозможно смотреть без смеха и восторга. Причем каждый исполнитель в том карнавале — на своем месте; в этом особый талант Гондри — он может брать неизвестных и невеликих актеров и назначать им роли, как будто созданные для них. Да, очевидно, Блэк — актер не слишком выдающийся, его предел — комический эпизод, но Гондри предоставил ему играть самого себя — неуравновешенного клоуна, который стремится стать пусть малобюджетной, но знаменитостью. Следует отметить также и звезду лучших фильмов Вуди Аллена — Миа Ферроу в роли мисс Фалевич, и Гловера.
Но больше всего фильм подкупает даже не фейерверком визуальных решений, не хорошими ролями, не остроумными диалогами, а той несколько детской, наивной, но чрезвычайно заразительной и искренней верой в силу кино, способного делать людей добрее, жизнь лучше, а время — более послушным.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment