desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Любовь во время чумы / Love in the Time of Cholera

Бардем-спаситель

Есть тексты, которые очень сложно испортить на кинопленке или на сцене, какие бы старания не прикладывал к тому постановщик. Проза Габриэля Гарсиа Маркеса является литературой именно такого типа. Экранизация его романа "Любовь во время холеры" вышла в прокат почему-то под названием "Любовь во время чумы".

О порче первоисточника вспоминаешь невольно, в связи с режиссером. Конечно, Майк Ньюэлл является профессионалом, автором таких довольно известных лент, как «Четыре свадьбы и одни похороны» (1994), «Донни Браско» (1997), «Улыбка Моны Лизы» (2003), на его счету также «Гарри Поттер и кубок огня» (2005). Одним словом, имеем в его лице успешного фильмодела средней руки, по-голливудски всеядного, одного из тех, кто берется за любые жанры или сюжеты, достигая неизменно среднего результата — не провального, хотя и далеко не выдающегося. Таких середняков в Голливуде не один десяток, их работа и составляет понятие мейнстрима как такового. Стоило ли отдавать роман Маркеса именно такому экранизатору — это уже риторический вопрос; в конце концов, модель продюсерского кино работает по своим специфическим законам. Так или иначе, имеем Маркеса на большом экране; вполне вероятно, что значительная часть публики вообще впервые узнает о существовании такого писателя именно из фильма. Поэтому следует оценивать то, что уже сделано.

С романом Ньюэлл поступил предсказуемо: как иллюстратор. Результатом стала неторопливая, многофигурная, многословная костюмированная драма. У Маркеса всегда главное — экзистенциальные мотивы тех или иных поступков; любовь у него — это высокое, сильное, трагическое чувство, а материальный мир является своеобразным зеркалом человеческих страстей; у каждой детали быта — своя история и свой уровень одухотворенности. У Ньюэлла же эта магическая связь разных планов бытия подменена экзотикой интерьеров и костюмов, а сила страстей — мелодраматическими эффектами. В общем, взгляд режиссера на Колумбию конца ХІХ — начала ХХ века является взглядом даже не исследователя, а скорее туриста. Такая же точно глянцевая поверхностность изображения, такие же красоты видов и тел в стиле канала «Дискавери». Впрочем, несмотря на все это, Ньюэлл и его продюсер дважды сделали правильный выбор.

О первом решении уже сказано выше: роман Маркеса. Несмотря на всю иллюстративность, следить конкретно за сюжетом интересно. Удастся ли Флорентино Аризе сохранить любовь к Фермине, не забудет ли она его после стольких лет разлуки; поэтические тексты, которые сочиняет Флорентино, даже составляя деловые отчеты, любовные приключения героя — весь этот литературный каркас удерживает внимание. А второй верный шаг — приглашение на роль Флорентино Хавьера Бардема.

Этот испанский актер, один из самых одаренных в современном кинематографе, ныне находится в зените своей исполнительской формы. Лишнее подтверждение этому — «Оскар» за роль киллера в драме братьев Коэнов «Старикам здесь не место». В «Любви во время холеры» у Бардема совсем другая партия. Перед ним стояла невероятно сложная задача: ведь он должен был играть Флорентино на протяжении почти всей сознательной жизни этого персонажа — от безусого юноши-телеграфиста до седовласого старика. А это требует не только тщательно наложенного грима — здесь и кардинальные изменения в пластике, в мимике, в интонациях... Но все это — все! — Бардему удается. От его мастерства перехватывает дыхание. Он переходит из одного возрастного состояния в другое с гипнотической естественностью, при этом сохраняя цельность своего героя. И юный и старый — это все тот же Флорентино, поэт по состоянию души, неисправимо влюбленный, который, если говорит, что его любовь вечна, — это значит, так и есть на самом деле.

Все это не делает фильм Ньюэлла лучше в кинематографическом смысле. Но качественная иллюстрация таки получилась. А еще есть «фильм в фильме»: Бардем — актер, смотреть на которого всегда приятно, несмотря на уровень таланта режиссера.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment