desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Фальшивомонетчики / Fa"lscher, Die

Партизаны фальшивых купюр

Награждение «Оскаром» в категории «Лучшая иностранная лента» австро-германского фильма «Фальшивомонетчики» было неожиданностью лишь на первый взгляд. Ведь в списке номинантов этого года и, соответственно, лауреатов доминировали серьезные, драматические, даже трагические картины. Именно такой лентой по сюжету и настроению — несмотря на легкомысленно криминальное название — и являются «Фальшивомонетчики».

Фильм основыван на реальных событиях. Во время Второй мировой войны руководство Германии решило подорвать экономику Британии и США, воевавших против нацистов, печатая большое количество фальшивых банкнот — фунтов и долларов. Чрезмерная денежная масса, по замыслу гитлеровцев, должна была разрушить вражеские финансовые системы. Оставалось только наладить необходимое производство. И вот ради этой цели по всем лагерям смерти, в том числе самым страшным, — Освенциме, Бухенвальде, Треблинке — собрали евреев, имеющих специальность ретушеров, печатников, умеющих хорошо рисовать, или же работавших до войны на монетных дворах. А главным исполнителем всей авантюры стал король мошенников Берлина, фальшивомонетчик от бога Соломон Сорович (Карл Марковиц).

Режиссер фильма, Стефан Рузовицки, начинал в свое время с документального кино и рекламы. Ныне в его арсенале шесть полнометражных лент, высшая награда до «Оскара» — лишь «Золотой тигр» Роттердамского фестиваля. Вообще Австрия после войны не была выдающейся кинематографической страной вплоть до последнего десятилетия, когда явила миру двух интереснейших современных режиссеров: Михаеля Ханеке и Ульриха фон Зайдля. Первый шокировал зрительскую аудиторию жестокими экранными исследованиями темных сторон человеческой природы («Бенни и его видео», «Забавные игры», «Пианистка», «Скрытое»), а фильм второго «Собачья жара», отмеченный призом Венецианского фестиваля, стал этапным для европейского авторского кино последних лет. В массовых жанрах, однако, австрийские режиссеры не были среди лидеров, так что в этом смысле присуждение "Оскара" стало настоящим прорывом.

Этого успеха Рузовицки достиг, сконцентрировавшись на испытанном сюжете противостояния узников и тюремщиков, добавив к нему, однако, определенные нюансы. Перед Соломоном и его товарищами по несчастью стоит сверхсложная задача: выжить, не опозорив себя. Фальшивомонетчики прибегают к тихому саботажу, как могут, тормозят весь процесс, каждый день рискуя быть отправленными в газовые камеры. Режиссура Рузовицки непритязательна, но добротна. Все характеры — как нацистов, так и заключенных — точны и правдивы. Понятно, что среди исполнителей наиболее заметен Марковиц. Своего короля подделок он играет как весьма многогранную натуру, впрочем, целостную как в беспринципности, так и в неожиданно проявленном мужестве.

«Фальшивомонетчики» — это типичное «оскаровское» кино — в меру проблемное, в меру развлекательное, кое в чем скучноватое, но и поучительное. Выдающимся его не назовешь — Рузовицки все же очень далеко до Ханеке и Зайдля, у которых фильм о концлагере вышел бы по-настоящему страшным и впечатляющим. Но, по крайней мере, дополнительный стимул к развитию кинематограф Австрии получил.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments