Маэлгон (maelgon) wrote in kinoclub,
Маэлгон
maelgon
kinoclub

Categories:

“Сыщик” | “Sleuth”

“Игра навылет” | “Sleuth” (Великобритания, 1972)
Режиссёр: Джозеф Л. Манкевич
Автор сценария: Энтони Шеффер
В ролях: Лоренс Оливье, Майкл Кейн
Композитор: Джон Эддисон

“Сыщик” | “Sleuth” (США, 2007)
Режиссёр: Кеннет Брана
Автор сценария: Гарольд Пинтер
В ролях: Майкл Кейн, Джуд Лоу
Композитор: Патрик Дойл

Общего между преуспевающим автором детективных романов и аристократом до мозга костей Эндрю Уайком (Лоренс Оливье / Майкл Кейн) и парикмахером - по совместительству актёром-любителем - Майло Тиндлом (Майкл Кейн / Джуд Лоу), крайне мало. Собственно говоря, объединяет их лишь одно – жена Эндрю, изменяющая мужу с Майло. Пригласив соперника в своё поместье, Уайк делает тому весьма необычное предложение: парикмахер должен украсть фамильные драгоценности писателя. На вырученные деньги Майло сможет содержать возлюбленную, а Эндрю, которому жена порядком надоела, получит солидную страховку. Заманчивая возможность оборачивается началом изощрённой и жестокой игры, ставки в которой будут всё возрастать.

Премьеры пьесы Энтони Шеффера, лёгшей в основу фильма, состоялась осенью 1970 года и стала самым настоящим хитом, как в лондонском Уэст-Энде, так и на Бродвее. Шеффер был отнюдь не в восторге от идее экранизации своего детища, полагая, что при переносе на киноплёнку история потеряет значительную долю успеха и это повредит успеху бродвейской постановки. Однако кинопродюсеры смогли переубедить Энтони, и в итоге тот сам написал сценарий для фильма, внеся некоторые изменения в сюжет, чтоб он был интересен и тем, кто уже видел пьесу в театре. В режиссёрское кресло сел Джозеф Манкевич, за которым числился целый ряд весьма известных лент, в том числе “Клеопатра” и “Всё о Еве”; на главные же роли были назначены лорд Лоренс Оливье (который в своё время не захотел играть в оригинальной пьесе) и Майкл Кейн (оказавшийся лишь третьим в ряду кандидатов).
Задача им предстояла не из лёгких, поскольку история предусматривала участие лишь двух персонажей, и как впоследствии Майкл говорил в интервью – 16 недель, которые длились съёмки фильма, стали одними из самых изматывающих в его жизни. Однако результат стоил подобных усилий: работая слаженным дуэтом, актёры демонстрируют высокий уровень профессионализма и действительно блестящую игру; а Кейн ничуть не уступает такому мастеру, как Оливье (через некоторое время после начала совместной работы заметившему: “Я думал сначала, что получу мальчика для битья. Но теперь, Майкл, я вижу, что получил партнера”). По достоинству вышедшую на экраны британских кинотеатров в конце 1972 года работу оценили и критики, хвалившие Кейна не в меньшей степени, чем Оливье. Кроме того, лента получила четыре номинации на “оскар” – причём на соискание премии выдвигались сразу оба героя. Таким образом, “Sleuth” стал первым фильмом, весь актёрский состав которого был номинирован; спустя три года это достижение повторит картина “Give 'em Hell, Harry!”, единственную роль в которой сыграл Джеймс Уитмор.



Однако история на этом не закончилась. В 2002 году у актёра Джуда Лоу появилась идея вернуться к столь захватывающему сюжету, и вместе с Кеннетом Браной они решили снять не ремейк, но новую версию, которая уступала бы фильму 1972 года в продолжительности, но была бы более интенсивной. Джуд хотел сыграть Тиндла, а на роль Уайка был приглашён, конечно же, сэр Майкл Кейн (к слову, это уже второй фильм, в котором Лоу исполняет роль, ранее сыгранную Кейном: так было с ремейком “Alfie”, где Майкл также принял эпизодическое участие). Из-за постоянной занятости обоих актёров воплощение идеи в жизнь несколько затянулось, и съёмки состоялись лишь пять лет спустя.
Всё в том же 2002 году Кейн говорил интервьюерам, что он всегда мечтал о возможности вновь окунуться в эту историю, но уже в другом образе и попробовать себя на месте своего давнего противника. Сложно сказать, действительно так оно и есть или то были обычные предпремьерные речи, но новодел, в российском прокате сменивший название на “Сыщик”, - печальная демонстрация того, куда приводят мечты. Как замечал ещё принц Датский в своём знаменитом монологе: “And enterprises of great pith and moment with this regard their currents turn awry and lose the name of action”, и большой любитель творчества Шекспира Брана мог бы со всей справедливостью применить эти слова в качестве характеристики своей картины. Даже удивительно, как “Sleuth” образца 2000-х при таких даровитых людях в титрах успевает проколоться практически по всем направлениям: сценарий (ближе к финалу появляется сцена с отчётливо выраженным гомосексуальным контекстом), актёрская игра (в основном касается здесь какого-то на редкость неприятного Лоу) и режиссура - то, что раньше передавалось на уровне намёков и нюансов, теперь обозначено жирным шрифтом, чтоб никто ничего не пропустил. Уайк, сообщив гостю о своей популярности, затем едва ли не носом тычет того в огромный рекламный стенд, анонсирующий выход нового романа; писатель в открытую насмехается над простоватым собеседником и в целом ведёт себя мало подобающим аристократу образом; Майло Тиндл в свою очередь груб, нахален и развязен и сочувствия, что возникало к его прототипу, как-то не вызывает. Всё это собранное воедино, чем дальше, тем больше вызывает раздражение, и по завершению полутора часов – по ощущениям длящихся дольше 138 минут исходной версии – только остаётся, что повторить ещё за одним из шекспировских персонажей: “Чума на оба ваши дома”.



  • Для Джозефа Манкевича (чей старший брат Герман – сценарист “Гражданина Кейна”), начинавшего свой путь в Голливуде с сочинения титров для немых версий картин, “Sleuth” оказался последним фильмом в режиссёрской карьере. Незадолго до своей смерти в 1993 году Манкевич заметил: “Думаю, не будет преувеличением сказать, что я присутствовал при начале, подъёме, пике, падении и конце звукового кино”.

  • Сценарист новой версии Гарольд Пинтер утверждал, что никогда не видел оригинала. Знакомство же его с Кейном началось ещё в 60-х: выходец из того же рабочего класса, что и Майкл, Пинтер также пробовал себя в качестве актёра, выступая под псевдонимом Дэвид Бэрон. Однако, не добившись успеха, Гарольд принял решение посвятить себя литературному творчеству и оказался здесь куда более удачлив: в 1996 году он был отмечен Театральной наградой имени Лоуренса Оливье за вклад в театральное искусство, а в 2005 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

                   
  • Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

    • 4 comments