Валерий Посиделов (posidelov) wrote in kinoclub,
Валерий Посиделов
posidelov
kinoclub

Category:

Образ шпиона в современном кино




Шпионы были во все времена, особливо русские. Об этом знает каждый американец в ковбойской шляпе, и клетчатой рубашке. Им это Даллес и Бжезинский внушили в эпоху холодной войны. Сегодня холодная война не закончилась, а просто несколько потеплела, особенно после падения небоскрёбов – близнецов, торчащими двумя пальцами в небо, как знак свободы. Теперь их нет, свобода надела маску, шпионов стало значительно больше.
Мы же русские называем наших шпионов порядочным словом разведчик, потому как шпионом может быть только иноземец. Кто не знает песню «Коричневая пуговка», неизвестного автора, которую исполняли многие; Юлий Ким, например, или группа «Весёлые картинки»?
Там Алёшка наступил на коричневую пуговку, коварно лежавшую на дороге, через оную наши чекисты вскоре опознали, нагнали и повязали вражеского лазутчика.
В старинных советских фильмах шпион был непременно обаятельным злодеем. Вспомните фильм «Тайна двух океанов», циркового гимнаста, подменившего собою офицера подводной лодки. Шпиона можно было легко опознать с первых же минут кинокартины. Он обязательно картавил, иногда прихрамывал, ну чистый бес.
«Вражеский» кинематограф к нашим шпионам относился не менее презрительно. Это зачастую были небритые дядьки, в ушанках, в трусах у них торчал автомат ППШ.
Со временем образ шпион, иже разведчика, несколько трансформировался. С тех пор как президентом стал, сами знаете кто, наш отечественный сериальный кинематограф будто бы сказился. Часто главный герой непременно бывший чекист, ныне или бандит, или просто скучающий по настоящей работе, мачо. Он обязательно красив, владеет всеми видами единоборств, остроумен, умён, сексуален.
Образ шпиона, конечно же, заточен согласно веяниям времени. Любопытно отметить, насколько киношные шпионы поумнели, стали менее узнаваемыми, и не предсказуемыми. Если не брать во внимание кинокомедии, и урбанистические сказки вроде Бондианы, а остановится на более серьёзной шпионской тематике, то тут сразу же стоит заняться сравнительным анализом между: Мы и Они. А так же между отношением зрителя – обывателя, и отношением к подобному кино профессиональных разведчиков, естественно бывших, настоящих кто же нам засветит.
Роберт Де Ниро, как режиссёр, снял фильм «Ложное искушение». Фильм, посвященный истории ЦРУ.
Огромное длинное кино, о котором сам режиссёр сказал, что здесь впервые русские шпионы не показаны дураками, а достойными, умными противниками. ЦРУ представлено в нелицеприятном цвете. Кстати, ЦРУ создали в в1947 году, и в этот же год мы сняли фильм «Подвиг разведчика».
Массовое американское и европейское кино, русского шпиона старалось часто выставить полу медведем, недочеловеком без принципов и нравственности.
Их же герои постоянно спасают мир не денег ради, а из любви к звездно-полосатой родине, или королеве. Есть, конечно же, и у них исключение. Например, был великий Хичкок. Он в шпионах копался с дотошность патолога анатома, нередко показывая полу, страшные пародии на агентов, то есть не без чувство юмора был этот великий и ужасный прикольщик.
Наши разведчики очень любят «17 мгновений весны», несмотря на всю неправдоподобность. Они говорят: что, конечно же, не могло быть такого Штирлица с трогательными голубыми глазами, как у Вячеслава Тихонова. Настоящий разведчик хладнокровно пристрелил бы радистку Кэт вместе с младенцами на руках, чтобы операцию не завалить, а тем более, от товарища Сталина не получить в голову. Но разведчики тоже верят в добрые сказки, и потом им нравятся гениальные актёры, и отсутствие беготни с пистолетами, ведь разведка – это, прежде всего, интеллектуальная игра, и не в коем случае не триллер. В «Мгновениях» впервые показали умную, красивую элиту фашисткой Германии. Это была революция в кино.
Фильм «Брешь» о сотруднике ФБР Роберте Хансене, который передавал в Москву секретную информацию. О том самом двойном агенте, что мы перевербовали. Хансен был арестован в Вашингтоне, и приговорен к пожизненному заключению. В картине он изображен полным противоречий, глубоко верующим католиком, который при этом помогал стране атеистов, хорошим семьянином и развратником, одновременно, патриотом, и предателем свой страны. «Брешь» поднимает вопрос о нравственности профессии шпиона.
Хотя какая может быть нравственность в этой не мене древней профессии, чем проституция и журналистика.
Шпионская нравственность по-американски:
Бог – хорошо, президент – хорошо, полицейский – хорошо, война – очень хорошо.
У нас и в жизни и в кинематографе, нравственные вопросы слегка присутствуют.
У нас, в прошлом веке, сняли великолепный фильм: «ТАСС уполномочен заявить», где одну из ролей, гениально сыграл Кикабидзе, этакого отморозка, в младенцах, провозящего героин. Был не мене завораживающий «Мертвый сезон», потому что реальная история - прототип - полковник ГРУ Конон Трофимович Молодый, был арестован в Великобритании после очень серьезной работы по всем областям британских вооруженных сил. В частности он обезвредил, уничтожил Портлендский центр биологической войны.
После выхода фильма, режиссёр Савва Кулиш стал невъездным на туманный остров. Англия его объявила персоной нон – грата, хотя в фильме страна не названа.
Сегодня американский и европейский кинематограф переориентируется на террор, естественно на ближневосточные исламские государства. Однако в этом, безусловно, кроется и неизбежная проблема, потому что единого центра исламского террора не существует. Нет такой организации, которая замышляет недоброе, в которую можно заслать своих героев и обезвредить весь террор.
Фильм «Мюнхен» Спилберга - он действительно выдающийся автор. Ему не нужна, правда, ему нужно представление о правде, в глазах миллионов белых платёжеспособных зрителей. Поэтому у Спилберга интеллигентные евреи становятся шпонами, что производит впечатление на американских домохозяек.
Сегодня прошло время трогательных, патриотических фильмов вроде «Адъютант и его превосходительство» с симпатягой Юрием Солминым в главной роли. Сегодняшний шпион – разведчик – это подчас циничный красавец, без особого патриотизма и идеологического пафоса. Это, прежде всего, холодные, расчётливые бизнесмены, немного спасающие мир за определённую кругленькую сумму.
Бывший профессиональный разведчик Михаил Любимов, посмотрев, как артист Костолевский – опытный кино – шпион, сыгравший великолепную роль в фильме «Тегеран -43», теперь в современной теле – мыло шняге «Шпионские игры», бегает с пистолетом, искренне возмущался. Какая, к чёрту может быть войнушка!? Жизнь шпиона – это тайная война умов и интриг. Именно этой атмосферы не хватает современному кинематографу. Сегодня вся на трюках. В прежнем кино не было таких возможностей, и потому всё было построено на психологизме и великолепной актёрской игре.
Недалёкий зритель, воспитанный на «видио экшен», не воспринимает старые, матёрые фильмы про разведчиков – шпионов.
«17 мгновений весны» кажется им скучной бодягой». Джеймс Бонд и шпионки – топ модели – вот новые сказочные трафареты для обывателя.
Сегодня Лондон стал спальным районом Москвы, где прижились наши беглые шпионы, кремлёвские «олигарх – френы», и откровенные головорезы – отморозки.
Не исключено, что в следующей серии Бонд вовремя выкрадет у наших злодеев ведро с полонием и спасёт Литвиненко – на самом деле - агента британской разведки. Ну, а мы в реальности, вышибем из страны все британские советы, объявим их шпионскими малинами, а в кино наснимаем дешёвых сериалов с участием слабеньких актёров, набранных с утренников и ёлок студентов театральных училищ.
И будут они бороться с их Бондами, спасть наш мир от мира Глобализма. Будут бегать по кадру с длинными хромированными револьверами, и гонять на иномарках по встречной полосе. Только похожи они всё как - то даже не на бандитов, а на кабацких вышибал, или парней – парковщиков, которые спортивные костюмы носили, а настоящие костюмы носить не научились. И уж ни как ни на разведчиков. А девушки все сплошь похожи скорее на путан, нежели на Мата Хари. Такие времена. Каков зритель, таково и кино мыло. А может быть наоборот. Какое мыло, так им и моются. Холодная война продолжается и горячеет с каждым днём.
«Враг не дремлет, мы не спим, за державу постоим»!
А настоящий шпион, где ни будь бомжует в фуфайке с коричневыми пуговками. Но Алёшка - следопыт уже вышел на тропу войны.
Валерий Посиделов.

КОРИЧНЕВАЯ
ПУГОВКА








Hm Em F# Hm
Коричневая пуговка лежала на дороге
Em D G F#
И грелась на дороге в коричневой пыли,
Но вот по той дороге прошли босые ноги
Босые, загорелые протопали-прошли.

Ребята шли гурьбою из дальнего поселка,
Последним шел Алешка и больше всех пылил
Случайно иль нарочно, того не знаю точно,
На пуговку, на пуговку Алешка наступил.

А пуговка - не наша! Вскричали все ребята
И буквы не по-русски написаны на ней!
К начальнику заставы бегут-спешат ребята,
К начальнику, к начальнику скорей скорей скорей.

Рассказывайте точно, сказал начальник строго
И карту укрепления перед собой раскрыл
Вблизи какой деревни и на какой дорожке
На маленькую пуговку Алешка наступил.

4 дня скакали бойцы по всем дорогам
4 дня искали, забыв покой и сон
на 5-тый повстречали седого незнакомца
И быстро отимели его со всех сторон.

А пуговки-то нету! У заднего кармана!
И сшиты не по-русски китайские штаны.
А в глубине кармана - патроны от нагана
И карта укреплений советской стороны.

Ребят тут похвалили за храбрость и сноровку
И долго жал им руки отважный капитан
Ребятам подарили отличную винтовку,
Алешке подарили гремучий барабан.

Вот так она хранится, Советская граница.
И никакая сволочь границу не пройдет!
А пуговка хранится в Алешкиной коллекции,
За маленькую пуговку ему большой почет!

Последний куплет можно вот так:
Поймали и связали китайского шпиона,
Потом его побили - из носу кровь течет.
начальнику заставы за это орден дали,
А нашему Алешке - почет, почет, почет!



Коричневая пуговка лежала на дороге,
невой пыли!
А мимо по дороге прошли босые ноги,
Босые, загорелые протопали, прошли.
А мимо по дороге прошли босые ноги, 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments