dhreilly (dhreilly) wrote in kinoclub,
dhreilly
dhreilly
kinoclub

ПРОЩАЙ, ДЕТКА, ПРОЩАЙ

Лихейна экранизировали дважды. Это отнюдь не умаляет его достижений в жанре крутого детектива и мастерства как рассказчика захватывающих историй. Да это и не связано друг с другом, просто говорит о некой категории популярности, выраженной в желании продюсеров вложить деньги в производство картины. К примеру, "Черная орхидея" Джеймса Эллроя, поставленная на экране де Пальмой, невероятно обгадившим первоисточник, - который лишь хотел признаться в своей любви к классическому нуару, отдать дань уважения, - так и не выветрилась из головы и осталась на памяти отличным образцом жанра ретро-детектива, шокирующего, реального, как запах крови, бьющий в нос, одним из тех, что впечатляют всегда и побуждают искать продолжения и повторения эмоций от живописаний жестокости и насилия. there will be blood... и черные отточенные строчки превращаются по воле автора в тошнотворные сгустки режущих мозг ассоциаций. Когда я прочитал дебютный роман Лихейна "Глоток перед битвой", мне показалось, что меня опустили по глотку в дерьмо, но не настолько вонючее, как "Смерть в послевоенном мире" Коллинза или "Слепой с пистолетом" Хаймза, и на том спасибо. В нем прослеживалась манера новичка, заявляющего о себе миру, не импульсивного, но со взрывной экспрессией, подающего надежды мастера в будущем, а тогда лишь подражателя Роберту Патрику в глазах критиков и обычных читателей. Как прилежный ученик старательно выводит прописные буквы, так и Лихейн, лишь беря за основу, как мне кажется, произведения последнего, но только не лучшие его работы середины 70-х годов, тихие, в чем то флегматичные, иногда почти обыденные, без прекрас и ненужной бравады, а более скороспелые и необязательные, как грубое лекало, довел стиль и атмосферу отчаяния и беспощадной справедливости до состояния гремучей смеси, состоящей из ярких персонажей, как отталкивающих так и вызывающих сочувствие, бешеного драйва, введенного не для повышения спроса, а вынужденного, рожденного окружающей средой, и давящей грусти и бессердечности, в которых обитают главные герои, Патрик Кензи и Анжела Дженнаро. Подобно кэтскилтскому орлу, им приходится пропускать через себя - независимо от собственного желания - всю грязь человеческих отношений, прилагая титанические усилия, чтобы остаться чистыми, не затронутыми пороками. И мне трудно было поверить, что с этой задачей в фильме справятся Кейси Аффлек и Мишель Монаган, которые кроме как в ролях комедийных замечены не были. Но если отрешиться от литературной основы и не проводить никаких параллелей, то с уверенностью можно сказать, что им все удалось: Аффлек немногословен, терзается грамотно, выписывает образ неспешно, монотонно, похож на человека, страдающего от несправедливости всей душой, порой даже слишком принимая все близко к сердцу; Монаган как вторая половинка фонирует, не выходя на передний план, и, наверное, поэтому особенно не раздражает. Аффлек-старший постарался на славу и снял кино командное, в котором никто не перетягивает одеяло, на главных ролях - относительные новички, которым можно простить незначительные огрехи, на вторых - зубры, которым можно простить их поднадоевшее порядком мастерство, харизму профессионалов, которым второплановые характеры удаются не хуже лидирующих. Музыка - поразительна, течение кадра - фальшиво умиротворяющее, отдельные эпизоды, вроде облавы на дом похитителей детей, реально подчиняют рваному ритму, содрогают и одновременно восхищают (может, я больной?). И вот тут вспоминаются три романа, написанные до "Прощай, детка, прощай". Вспоминается Патрик, уверенный взрослый (!) человек, которому не тычут в лицо пальцем "ты не слишком молод для этой работы", Анжела, женщина сильная и самоотверженная, не плакса, не задник декорации, а полноправный партнер, Бубба Роговски, не фрик с голдой на шее, а угрюмый социопат, который живет на заброшенном заводе, окованном паутиной растяжек, и за любое оскорбительное слово или недобрый взгляд в сторону двух своих друзей не только голову оторвет, но и якорь в жопу засунет. И становится понятно, что отличной идее помешал непрофессионализм режиссера, который, тем не менее, поставил ох.енный фильм. Без балды.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment