charley-k (charley_k) wrote in kinoclub,
charley-k
charley_k
kinoclub

Маргаритки 60-х

Три фильма "Новой волны" ...

Фильм первый: "Сорви мою ромашку (маргаритку)" 1958, США


Спонтанные бензедрин, джаз, кофе, буддистская рефлексия, поэзия Джека Керуака, постоянно берущего себе в свидетели Берроуза и Гинзберга, смешиваются в общей какофонии битниковской среды 60-х с фотографичностью стороннего наблюдателя Роберта Фрэнка. Кусок жизни американских "аутсайдеров", о которых Тед Френд писал: " выпускники литературных факультетов престижных университетов Лиги Плюща носят черное и культивируют ауру поэтической депрессии...люди в бесформенной одежде...безумцы, безумные жить, безумные говорить, безумные быть спасенными...". Предшественники "детей цветов", вдохнувшие в них идею товарищества, путешествий. Фильм  - один их визуальных манифестов Бита. И никому уже не важны отклонения от этого мифа: ни то, что большую часть своей взрослой жизни Керуак прожил со своей мамой, поливал грязью хиппи и поддерживал войну во Вьетнаме. У всех в мозгу остается  Послание "отвергнутого" Керуака президенту : " Дорогой Эйзенхауэр, мы тебя любим - Ты клевый белый папик. Нам хочется тебя выебать"..............................возможно, сочиненное по пьяни.

Фильм второй: " Взлетная полоса" 1962, Франция

30 минут, быстрые склейки черно-белого фото. Третья мировая, ядерный удар, оставшиеся в живых в подземелье проводят эксперименты над другими оставшимися в живых: заставляют их сознание переместиться в будущее, дабы там найти себе помощников в поисках еды, лекарств. Затем их ждет смерть. "Трансферинг реальности" существования сорокалетнего мужчины  возвращает его к искаженному испугом, но красивому, милому лицу тоже уже немолодой женщины. Он видит себя с ней, идущими по аллее, ощущающими взаимное чувство счастья. Но откуда испуг? Смерть мальчика на взлетной полосе - причина тому. И этот мальчик - он. Глаза героя узрели собственную гибель в детстве.

Фильм третий: "Долгая счастливая жизнь" 1966, СССР


Поэтическая зарисовка Геннадия Шпаликова ("Я шагаю по Москве") о самообмане, несуществующем идеале, любви с первого взгляда, которая тоже придумана двумя сторонами. Это про наших мам и пап, с гитарами на пикнике, ходивших в театре, где в фойе во время антракта танцуют парами, а девушки рисуют романтический образ героя- геолога- разведчика. Шпаликов - это эклектика: сюрреалистические (как у Муратовой) картинки советской гимнастики, длительные настоящие отрывки из постановки "Вишневого сада" и отрешенные молчаливые кадры кораблей и юной красавицы с аккордеоном, плывущей по реке. Чистые отношения, неприкрытая правда.

 В зале, где смотрела картину, реакция на имя Шпаликова была хилой или вовсе отсутствовала. А это человек с щедрой и открытой жизнью, шукшинский "чудик", совесть. О нем забыли при жизни, хотя шпаликовские песни были в каждом окне СССР ( "Если бы все, кто напевает "А я иду шагаю...", скинулись по рублю, я бы стал миллионером). Везде и всегда он натыкался на "социалистический рай". Это дезертир, равно как Маяковский - сифилитик и Фадеев- алкоголик. Советское общество таких не принимает в свои ряды. На доске объявлений декан ВГИКа повесил сообщение, что ушел из жизни Шпаликов Г.Ф., и внизу надпись "Повесился в уборной"; реплики студентов - лучше бы с моста или под поезд, хорошие были бы кадры...( док. фильм. "Страна не пожалеет обо мне").

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment