desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Великие спорщики / The Great Debaters

Спорное кино

Дэнзел Вашингтон, несмотря на все его несомненные актерские достижения, подтвержденные в том числе и «Оскаром», как режиссер относится к категории начинающих. Его полнометражный дебют, драма «Антуон Фишер» (2002), получил преимущественно положительные отклики и немало наград. Были ли эти комплименты всего лишь авансом, должна была показать его вторая картина — «Великие спорщики»..
Как и в первом фильме, в основе сценария «Спорщиков» лежат реальные события. На этот раз — история профессора колледжа для афроамериканцев в техасском городке Виллей Мелвина Б. Толсона и его учеников. Преподаватель взялся за, казалось бы, невыполнимую миссию: так подготовить команду студентов к конкурсу дебатов, чтобы те смогли выиграть у ораторов Гарварда. Между прочим, дело было в отнюдь не толерантном 1935-м, когда линчевание на юге США не считалось экстраординарным событием. Собственно, в фильме и показывается, как робкие ребята под чутким руководством наставника превращаются в настоящих трибунов и борцов за гражданские права.
Стоит сказать сразу: лучшее в «Спорщиках», притом что все актерские работы блистательны, — это наличие двух актеров высочайшего класса — самого Вашингтона в роли профессора Толсона, и Фореста Уитакера. Последний играет преподобного Джеймса Фармера, отца одного из учеников (роль сына его персонажа, Джеймса Фармера-младшего, исполняет сын Фореста Дэнзел Уитакер). Кстати, Уитакер-младший несомненно обладает актерскими способностями и является достойным своего отца.
Интересно, что Вашингтон и Уитакер сходятся в одном кадре лишь на несколько минут. Линии их героев развиваются в основном параллельно, каждая — со своей степенью драматизма. И развитие это предвиденное: Вашингтон в своем стиле воплощает сурового, но справедливого отца-наставника, а Уитакер делает своего персонажа более лиричным, рисует его импрессионистскими, эмоциональными мазками. Между этими двумя нет противостояния; более того, они прекрасно дополняют друг друга.
Что касается остальных актеров, то основное бремя финала ложится именно на них. Собственно, более всего в картине удался именно финал — настоящий фейерверк красноречия, пафоса и ораторского искусства. Проблема же режиссуры Вашингтона в ее неровности — некоторые моменты вроде того же финала проработаны очень качественно, а иные (таких, к сожалению, большинство) будто скроены по голливудским шаблонам, и фильм в целом от этого теряет. Вашингтон тонко чувствует актеров, знает, как и что с ними делать, но удерживать ритм в режиссуре ему пока не удается. Это, однако, не означает абсолютной неудачи «Великих спорщиков», которых следует посмотреть хотя бы ради замечательного актерского ансамбля.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments