Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Скафандр и бабочка | Le Scaphandre et le papillon

Скафандр и бабочка | Le Scaphandre et le papillon«Скафандр и бабочка» - трудный фильм. Его трудно смотреть. Потому что он на трудную тему. Не развлекательную.
Вообще, так случилось – в этом году на Оскар выдвинуты исключительно проблемные, острые фильмы, с глубокими человеческими историями – или философскими обобщениями, что обычно «Оскару» не свойственно.
Это вот Венеции – пожалуйста. Или – Берлину. А Оскар – в последние годы, по крайней мере – отмечал, скорее, масштабность и зрелищность, чем – глубину и драматизм. Или просто фильмов таких было меньше?

Так или иначе, на фоне какого-нибудь «Титаника» в качестве главного фаворита гонки (каковым он и был, если кто подзабыл, отхватив 11 Оскаров сразу из 14 заявленных номинаций), так вот – на фоне «Титаника» или даже «Властелина колец» «Скафандр и бабочка» выглядел бы неуместно. Просто затерялся бы. 
А вот рядом  с фильмами  «Нефть» Пола Томаса Андерсона, «Старикам здесь не место» братьев Коэнов, «Искупление» Джо Райта и даже молодежной, но проблемной комедией «Джуно»  Джейсона Райтмана» «Скафандр и бабочка» смотрится совершенно органичным и даже – неизбежным.
Потому что трагедии, подобные трагедии главного героя фильма – были, есть и будут предметом осмысления людей – а, значит, и серьезного кино. Что чувствует обезджвиженный и парализованный практически полностью человек – полностью живой внутри, молодой, легкий и прекрасный, как бабочка, но – совершенно безнадежно неподвижный снаружи? Где продолжается его жизнь – и жизнь ли это вообще? Ну что, комок к горлу подступил уже? И вы подумали – зачем нам такое кино вообще смотреть, у нас что, своих проблем не хватает?
Тех, у кого хватает своих проблем, и не стоит заманивать на этот сложный фильм. Его будут смотреть те, кто сможет преодолеть естественное нежелание погружаться в чужое горе – и вместе с режиссером Джулианом Шнабелем  и прекрасным французским актером Матье Амальриком предпримет эту нелегкую попытку.
Увидеть бабочку души под неподвижной и бесполезной скорлупой человеческого тела. Шнабель нашел историю для фильма в реальной жизни – 44-х летний француз, главный редактор журнала «Элль», оказавшись в таком состоянии – у него двигалось только левое веко – смог установить контакт и продиктовать – подмигивая левым веком – целую биографию заживо погребенного в собственном теле.
Что интересно – о чем, собственно фильм – именно о том, чего  никто не мог представить и вообразить до тех пор, пока не были получены – таким фантастическим образом – реальные свидетельства: помимо ожидаемого всеми нами трагичнейшего повествования о психологических муках, парализованный рассказал о том, как он обрел способность – воображаемую, быть может – видеть сны наяву, перемещаться в параллельных пространствах и посещать другие миры – прекрасные и недоступные обыденному сознанию. А ведь кино для того и создано, чтобы показывать всем нам такие миры.
Вот такой фильм. Сложный и грустный. Но не беспросветный. Между прочим, прошлый фильм о парализованном главном герое – «Море внутри» Александро Аменабара - получил «Оскар» в 2005м году. Вообще, поощрять такие фильмы – в том числе и своим зрительским вниманием! – в этом есть, наверное, какой-то высший гуманизм. В конце концов, не одним только большим ограблением банка жив кинематограф!

США, Франция , 2007
Оригинальное название: Le Scaphandre et le papillon
Сайт фильма: http://www.lescaphandre-lefilm.com/

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments