desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

Игры дьявола / Before the Devil Knows You're Dead

Наперегонки с дьяволом

Иногда имя кинорежиссера говорит само за себя. 84-летний Сидни Люмет — патриарх Голливуда, среди его самых известных работ полицейский нуар «Серпико» (1973) с Аль Пачино и эталон судебной драмы «12 разгневанных мужчин» (1957) (не очень удачный ремейк последней снял Никита Михалков в прошлом году). После мятежных семидесятых — наиболее удачных для Люмета — режиссера постигло нечто вроде полузабвения. Так что новый фильм «Игры с дьяволом» — если и не возвращение, то, по крайней мере, серьезное напоминание о себе.

Авторское название фильма более причудливо — «До того, как дьявол узнает, что ты мертв». Это цитата из старинного ирландского тоста: «Ты можешь иметь пищу и одежду, мягкую подушку под головой; можешь пребывать 40 лет на небесах, до того как дьявол узнает, что ты мертв». «Игры дьявола» — это история самоуничтожения с виду благополучной семьи Хенсон. Начинается фильм со сцены ограбления ювелирного магазина — с перестрелкой, ранением продавщицы, гибелью одного из нападающих и бегством второго. И далее, в рваном ритме, через показ событий до и после фатального дня, выстраивается общая картина. Двое братьев, Энди (Филипп Сеймур Хоффман) и Хенк (Этан Хоук) имели и пищу, и одежду, и крышу над головой, жили хоть и не как на небесах, но уж точно не в аду. Каждый из них был неудачником на свой лад, и оба крайне нуждались в деньгах. Идея об ограблении родилась у старшего и более предприимчивого Энди. Хенку досталось исполнение, и он все испортил — вот тут-то и начался сущий ад.

При довольно сложной композиции, насыщенной флешбеками и усугубленной лихорадочным монтажом, история у Люмета вышла довольно четкая и прямолинейная. Ограбление как бы открывает все шкафы со скелетами в семье Хенсон; если и была здесь настоящая любовь, то только между родителями, Чарльзом (Альберт Финни) и Нанетт (Розмари Харрис). В сущности, Хенк и Энди и решились на то, что решились, из-за отсутствия любви — ведь Чарльз не был хорошим отцом, а парни — хорошими сыновьями. Посему то, что происходит, — это лишь совершение смертной казни, откладывавшейся годами. И хотя всепоглощающая безнадежность делает ситуацию очень понятной, Люмет в последней трети фильма доводит напряжение до максимальной концентрации — главные герои выплескивают весь свой потенциал непредсказуемости, и сюжет взрывается каскадом головокружительных поворотов. Эта борьба характеров никому не оставляет шанса на счастливый финал. И хотя «дьявол» побеждает — ни для кого нет ни суда, ни приговора. Все — и убитые, и убийцы — на самом деле жертвы. Точь-в-точь как в жизни...

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments