accionmutante (accionmutante) wrote in kinoclub,
accionmutante
accionmutante
kinoclub

Category:

Во имя добра (Du levande)

 

Du levande (2007) Roy Andersson.
Чтобы там не говорили в пресс-релизе фильма "12", хочется верить, что опасная характеристика "Про всех и для каждого" – не для сольного выхода Н. Михалкова в окружении польщённой подтанцовки. Патриотизм отправляют в
trash can, поскольку Рой Андерссон, автор пошумевших "Песен со второго этажа" (2000), поёт для каждого балкона. Шведский сосед – почти одних лет с царьком российского кинематографа, обоих метят в пророки отечеств, однако роднит их максимум благообразие, точно не благоразумие: тут уж, Никита, ciao
. Фильмы Рой не клепает, выдерживает кубриковские паузы; не надеется на именитых актёров, довольствуясь живописными дилетантами; предпочитает софизмам мифического Б. Тосьи строки "творца эпиграфов" И. Гёте.
 "Ты, живущий" часто кажется пародией на т. н. "фестивальное кино", что из года в год поставляют выпускники киноучилищ – никому не известные, но уже почему-то модные. Как правило, это скучноватые пубертат-драмы, герои которых либо бездействуют, либо достают друг друга признаньями в любви, конечно, безответной. Персонажи с плёнки Андерссона туда же – жалобщики ещё те. Комические недотёпы могут начать свою исповедь, полную горестных "меня никто не любит", "никто не понимает", прямо посреди людского скопления, обращаясь не то к экранным соплеменникам, не то непосредственно к кинозрителю. А нет – так обязательно расскажут сон или просто постоят, вглядываясь в небо. Из таких фрагментов-признаний – иногда связанных между собой, иногда нет – и состоит общая картина. 
 Режиссёр выжимает из кадра последние соки, чтобы получались глубинные, глубже любого колодца, планы со сложносочинённой мизансценой. Застывшая, как вкопанная, камера не движется в привычном смысле слова, она лишь масштабирует, удаляя или приближая условную рамку. Это даже не мозаики, не фрески и не музейные панорамы. Это именно песни, и вслушиваясь в них, кроме собственно вокала можно различить отдельные партии баса, ударных и духовых инструментов. И нам не остаётся ничего другого, как смотреть во все глаза. 
Добавлю: неотступное музыкальное сопровождение, как и в прошлый раз, сочинил роев однофамилец Бенни, мужская экс-четвертинка ансамбля "АББА", тот самый, который "с усами".

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment