radia_silence (radia_silence) wrote in kinoclub,
radia_silence
radia_silence
kinoclub

Fatih Akin

Эта история началась в Гамбурге 25 августа 1973 года, когда в семье турецких эмигрантов...
Нет, постойте. Эта история началась в Гамбурге в ноябре 2003 года, когда Маша Лемешева бродила по огромному магазину видео и ДВД в поисках фильма "Солино". "а что это за фильм?" - спросила я. "Классный фильм", - пожала плечами Маша - "про итальянских эмигрантов. как два брата влюбились в одну и ту же девушку". выцепила взглядом кассету в яркой обложке с Морицем Бляйбтроем...
Нет-нет-нет. На самом деле все было по-другому. История началась в июне 2004. Я ждала показа фильма "Только не в губы" перед ЦДЛ. Ко мне подошел старичок. мы поговорили про кино. Он ткнул пальцем в афишу: "В четверг будет хороший фильм. Нет, правда, хороший". "Головой о стену". Германия. Фатих Акин. "Турецкий режиссер", - подумала я. - "Опять, наверное, про тяжелую судьбу турок в Германии. Не пойду". Тем более, что в тот же самый день ожидался показ культового Мэттью Барни. Почти в то же самое время.
Все-таки пошла.
Знаете, мне нравится Фатих Акин. У него черные волосы и глаза-маслины. На рекламном проспекте "Головой о стену" он стоит на какой-то лестнице, прикусив большой палец левой руки, с задумчиво-озорным выражением лица. рядом - фото Бироля Юнеля, целующего крохотную лапку "Золотого медведя".
Но это не важно.
Фатих Акин родился под моим родным зодиакальным знаком. Наверное, на это стоит обратить внимание. моему родному Зодиакальному знаку не свойственны экспрессия и брутальность Овна (Квентин Тарантино), чувственность и лиричность Рака (Ингмар Бергман), отрешенность, ускользающая красота и меланхолия Весов (Микеланджело Антониони), напористость и сила Скорпиона (Мартин Скорсезе), веселье и безбашенность Стрельца (Эмир Кусторица)... У нас все просто, ясно и четко. Прямые линии. Пара ярких пятен. Легкая фантазия - когда не страшно открываться перед другими. Мы слишком прямолинейны, слишком обстоятельны и скучны... Нам остается только одно - искренность.
Мы можем взять только этой искренностью. Только ей.
Фильмы Акина (а я видела только два - "Солнце ацтеков" и пресловутую "Голову") - очень простые. И - режиссер-самоучка, не заканчивавший никаких курсов, он не боится показаться смешным. В эпоху полтикорректности и навороченных технологий - он не боится снимать простое роуд-муви. Во времена закрученных сюжетов и странных фильмов он не боится снимать обыкновенные любовные истории. Смешно, не правда ли??? Замуж по расчету. Любовь не по расписанию.
Его фильмы - снятые на улицах родного Гамбурга (ему - изначально родного, мне - ставшего в какой-то мере родным), на пляже на реке Эльбе (Фатих, а ведь ты помнишь, как люди зажигают там свечи вечерами???). Его фильмы - простые, как пять наших пальцев, прямые, как линии на наших ладошках, настоящие, как наша Жизнь, ясные, как небо над Берлином. А ведь ты знаешь, что над Москвою, Берлином и Прагою - небо везде одинаковое. На всех одно.
Нерасторопный учитель едет к одной своей любви, чтобы найти и обрести другую. Его простые слова - "я проехал тысячи километров" - дороже, чем все разбитые тарелки на "Титанике". Женщина Сибель, в ожидении Его одного, растерянная, бессильная, но все равно борящаяся - горячее, чем солнца ста тысяч африк. И насилие над ней - банальное, обычное, трехсекундное - стрешнее, чем девятиминутный кошмар Моники Беллуччи в красном переходе "Необратимости".
Ты - певец жизни, Фатих, певец Настоящего. Все мы любим супергероев. Но все мы плачем, если больно. А больно нам от одного и того же. От предательства близких. От любви за тысячи километров. От силы и бессилия. От того, насколько это - Жизнь. Но ты - это надежда. Твоя ночь никогда не приносит с собой полной темноты. Ты - это болезнь и лекарство. Твои обычные люди в черных развевающихся по ветру пальто и серых майках роднее и ближе, чем супергерои в красных плащах и идеально сидящих строгих костюмах. Потому что Люди. Потому что им тоже больно. И они тоже плачут и смеются.... И они - такие же, как мы... И мировые критики склоняют свои многоопытные головы перед твоими простыми историями. И отдают тебе сокровище - Золотого медведя Берлинского кинофестиваля. А зажатые, серьезные, сосредоточенные девушки отдают тебе сокровище, еще более значимое и главное - свои слезы...
Фатих Акин - сын турецких эмигрантов в Гамбурге, подражатель Кустурицы и Феллини...
Так, только так. На последнем дыхании. На пределе искренности. В лоб. Наотмашь. В отрыв. На голом нерве.
Головой о стену.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments