Актеры снова стали востребованы, публика потихоньку потянулась в кинотеатры, а место "братков" заняли люди, желающие вложить почти честно заработанные деньги и получить относительно легальный доход.
Стали расти бюджеты и фраза героя Охлобыстина из фильма "8,5 долларов", про миллион долларов на кино, теперь может вызвать у специалистов скептическую усмешку.
Естественно, что в этих условиях появление исторических, "костюмных" лент стало вопросом времени. И очень небольшого. Накопившийся за годы "кинозастоя" потенциал быстро реализовался и мы стали свидетелями прихода на экраны нового исторического кино, свободного от цензурных тисков, хотя и подверженного другим недостаткам.
Безусловно, назвать историческими фильмы, о которых пойдет речь, будет не совсем корректно. Большинство из них ближе к авантюрному жанру и детективу. Но время описываемых событий и костюмно-декорационный антураж позволяют мне условно объявить их таковыми.
Фильмы расположены в списке бессистемно. Даже не по времени или алфавиту. Просто так.
1. 1612 (2007)

Фильм Владимира Хотиненко, задуманный, как широкое эпическое полотно о самом загадочном периоде в жизни Российского государства, фактически представляет собой дорогой маскарад с очевидным идеологическим гарниром (привет от владельца студии "Три-тэ"). Исторические нелепицы и несуразности делают бессмысленной попытку проследить логику событий того времени. К тому же, акцент пришелся на приключения придуманных героев и фильм плавно потянулся в сторону "Неуловимых мстителей".
2. БЕДНЫЙ,БЕДНЫЙ ПАВЕЛ (2003)

Экранизация пьесы Мережковского. Прекрасная работы сценариста, режиссера и актеров. Бесподобный Сухоруков в заглавной роли. Невероятной силы характер графа Палена в исполнении Янковского. Тот случай, когда всего в меру. Фильм, сделанный с большим вкусом. Безусловная удача.
3. ЗАВЕЩАНИЕ ЛЕНИНА (2007)

Телевизионный сериал по мотивам "Колымских рассказов" Варлама Шаламова. Николаю Досталю уже не в первый раз удается очень подробно воссоздать атмосферу минувшего времени при помощи минимума изобразительных средств. Хочется отметить актерские работы Капустина и Трофимова (игравшего Ришелье в "Мушкетерах" Юнгвальд-Хилькевича). Прекрасная сценарная адаптация "начальника" русских сценаристов Юрия Арабова. Фильм смотрится легко, невзирая на жесткие (иногда жестокие) сюжетные перипетии. Что поделать - Шаламов описывал жизнь, каковой она была семь десятков лет назад в этой стране!
4. ИМПЕРИЯ ПОД УДАРОМ (2000)

Практически детективный сериал, закамуфлированный под модный ныне исторический период смены веков (19 на 20). Созвездие именитых актеров, толковое переплетение реальных исторических персон с выдуманными. Первая проба пера Сергея Газарова в жанре. Единственная претензия - действие иногда приобретает опереточные оттенки. Но это исключительно субъективное мнение.
5. РОМАНОВЫ: ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ (2001)

Версия финала династии Романовых от режиссера Глеба Панфилова. Невольно приходят на ум параллели с "Цареубийцей" Шахназарова, хотя режиссерская манера Панфилова абсолютно неповторима. Приличная актерская работа Александра Галибина после длительного перерыва (Галибин ныне занят, в основном, театральными делами).
6. СЛУГА ГОСУДАРЕВ (2007)

Типичная попытка совместить "мэйнстрим" с исторически-зрелищным полотном. Результат легко предсказуем. Кастинг по результатам рейтинга, сценарий, похоже, писался по ходу съемок (к сожалению, распространенный ныне подход). Результат такого эксперимента - внушительный убыток
в размере 4,655 млн долл. США ( привет Гере Кремову!) и полное зрительское равнодушие.
7. СТАТСКИЙ СОВЕТНИК (2005)

Небесспорная удача в экранизации блестящего мастера исторического детектива Бориса Акунина (Чхартишвили). Безусловная победа Пожарского-Михалкова над Фандориным-Меньшиковым. Михалков в этом фильме вообще аккуратно потеснил всех плечиком. Ну, что ж, как говорится, хозяин-барин...
8.ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ (2005)

Один из самых удачных (ИМХО) во всех отношениях фильмов на рассматриваемую тему. Отличная актерская игра, уместное использование новых кинотехнологий, зрелищность, интрига... И маленькая изюминка лично для меня - роль Ипполита Зурова в исполнении Певцова. Вот он, настоящий поручик Ржевский!
9. ДОКТОР ЖИВАГО (2006)

Очень тонкая и адекватная экранизация "нобелевского" романа Пастернака. В отличие от "Советника...", прекрасное исполнение Меньшиковым заглавной роли. Неземная "бесплотная" Чулпан Хаматова и многогранный мерзавец Комаровский-Янковский. Отличная режиссерская работа Александра Прошкина. Обратило на себя внимание волшебство художника-постановщика - материальный мир героев необыкновенно достоверен.
10. ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ (2004)

Детективный же сериал режиссера Хотиненко, сделанный с большим вкусом. Истории под логлайном "Россия, которую мы потеряли". К сожалению, эта самая Россия предстает пред зрителем исключительно в виде церемонных прогулок в парках под ручку, но это, пожалуй, единственный недостаток фильма. В остальном сериал впечатляет и исторической составляющей и художественным воздействием.
Безусловно, назвать историческими фильмы, о которых пойдет речь, будет не совсем корректно. Большинство из них ближе к авантюрному жанру и детективу. Но время описываемых событий и костюмно-декорационный антураж позволяют мне условно объявить их таковыми.
Фильмы расположены в списке бессистемно. Даже не по времени или алфавиту. Просто так.
1. 1612 (2007)
Фильм Владимира Хотиненко, задуманный, как широкое эпическое полотно о самом загадочном периоде в жизни Российского государства, фактически представляет собой дорогой маскарад с очевидным идеологическим гарниром (привет от владельца студии "Три-тэ"). Исторические нелепицы и несуразности делают бессмысленной попытку проследить логику событий того времени. К тому же, акцент пришелся на приключения придуманных героев и фильм плавно потянулся в сторону "Неуловимых мстителей".
2. БЕДНЫЙ,БЕДНЫЙ ПАВЕЛ (2003)
Экранизация пьесы Мережковского. Прекрасная работы сценариста, режиссера и актеров. Бесподобный Сухоруков в заглавной роли. Невероятной силы характер графа Палена в исполнении Янковского. Тот случай, когда всего в меру. Фильм, сделанный с большим вкусом. Безусловная удача.
3. ЗАВЕЩАНИЕ ЛЕНИНА (2007)
Телевизионный сериал по мотивам "Колымских рассказов" Варлама Шаламова. Николаю Досталю уже не в первый раз удается очень подробно воссоздать атмосферу минувшего времени при помощи минимума изобразительных средств. Хочется отметить актерские работы Капустина и Трофимова (игравшего Ришелье в "Мушкетерах" Юнгвальд-Хилькевича). Прекрасная сценарная адаптация "начальника" русских сценаристов Юрия Арабова. Фильм смотрится легко, невзирая на жесткие (иногда жестокие) сюжетные перипетии. Что поделать - Шаламов описывал жизнь, каковой она была семь десятков лет назад в этой стране!
4. ИМПЕРИЯ ПОД УДАРОМ (2000)
Практически детективный сериал, закамуфлированный под модный ныне исторический период смены веков (19 на 20). Созвездие именитых актеров, толковое переплетение реальных исторических персон с выдуманными. Первая проба пера Сергея Газарова в жанре. Единственная претензия - действие иногда приобретает опереточные оттенки. Но это исключительно субъективное мнение.
5. РОМАНОВЫ: ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ (2001)
Версия финала династии Романовых от режиссера Глеба Панфилова. Невольно приходят на ум параллели с "Цареубийцей" Шахназарова, хотя режиссерская манера Панфилова абсолютно неповторима. Приличная актерская работа Александра Галибина после длительного перерыва (Галибин ныне занят, в основном, театральными делами).
6. СЛУГА ГОСУДАРЕВ (2007)
Типичная попытка совместить "мэйнстрим" с исторически-зрелищным полотном. Результат легко предсказуем. Кастинг по результатам рейтинга, сценарий, похоже, писался по ходу съемок (к сожалению, распространенный ныне подход). Результат такого эксперимента - внушительный убыток
7. СТАТСКИЙ СОВЕТНИК (2005)
Небесспорная удача в экранизации блестящего мастера исторического детектива Бориса Акунина (Чхартишвили). Безусловная победа Пожарского-Михалкова над Фандориным-Меньшиковым. Михалков в этом фильме вообще аккуратно потеснил всех плечиком. Ну, что ж, как говорится, хозяин-барин...
8.ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ (2005)
Один из самых удачных (ИМХО) во всех отношениях фильмов на рассматриваемую тему. Отличная актерская игра, уместное использование новых кинотехнологий, зрелищность, интрига... И маленькая изюминка лично для меня - роль Ипполита Зурова в исполнении Певцова. Вот он, настоящий поручик Ржевский!
9. ДОКТОР ЖИВАГО (2006)
Очень тонкая и адекватная экранизация "нобелевского" романа Пастернака. В отличие от "Советника...", прекрасное исполнение Меньшиковым заглавной роли. Неземная "бесплотная" Чулпан Хаматова и многогранный мерзавец Комаровский-Янковский. Отличная режиссерская работа Александра Прошкина. Обратило на себя внимание волшебство художника-постановщика - материальный мир героев необыкновенно достоверен.
10. ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ (2004)
Детективный же сериал режиссера Хотиненко, сделанный с большим вкусом. Истории под логлайном "Россия, которую мы потеряли". К сожалению, эта самая Россия предстает пред зрителем исключительно в виде церемонных прогулок в парках под ручку, но это, пожалуй, единственный недостаток фильма. В остальном сериал впечатляет и исторической составляющей и художественным воздействием.