Алексей Караковский (karakovski) wrote in kinoclub,
Алексей Караковский
karakovski
kinoclub

Недавно несколько любителей кино собрали денег и организовали небольшой проект "Кинолента", посвящённый судьбам актёров. Тексты писались известной журналисткой Натальей Радько специально для этого издания. Изучив страницу сообщества, я понял, что кросс-пост её статей не будет нарушением правил. Поэтому, если модераторы не будут против, я хотел бы выложить несколько статей Натальи. Будем благодарны за впечатления и комментарии.

Елена Майорова. Девочка без кожи
1958, Южно-Сахалинск - 1997, Москва

В начале 1960 годов в далеком городе Южно-Сахалинске на кровати с панцирной сеткой прыгала маленькая девочка и звонко кричала: «Я буду артисткой!» Лет через тридцать красивая, очень известная женщина печально скажет: «Я стала артисткой. Только прыгать мне больше не хочется…» И она решила взлететь. Туда, где есть райские сады, так красиво написанные мужем-художником, где на израненные души льется целебный бальзам…

Судьба Елены Майоровой – это не сказка про Золушку, потому что никакие феи рядом не стояли. Просто у нее была цель, и она к ней шла. А не потеряться, не стушеваться, не утопить идею в комплексах помогал упрямый характер, человеческая незаурядность и, конечно, талант, спать которому мешала редкая, огнем горевшая эмоциональность.

Лена Майорова родилась в Южно-Сахалинске 30 мая 1958 года. Ее отец работал на автобазе, мать - на мясокомбинате. В 1975 году девушка приехала в Москву и подала документы во все театральные вузы. Облом был полным. Позже многие вспомнят нелепую провинциалку в белых гольфах, платье-самостроке. Она громко говорила, ходила широким шагом, а ее простое лицо с правильными чертами скрывало свою тайну. Хорошие режиссеры и кинокамера со временем превратят неброскую миловидность в яркую красоту.

Но до этой метаморфозы Лене пришлось год проучиться в ПТУ. Она не убивала там время, училась лучше всех, получила красный диплом и добросовестно делала порученную ей работу: зимой обкладывала трубы стекловатой, обматывала проволокой и обмазывала бетоном. Во время этого будничного подвига она простудилась, и врачи вынесли вердикт: детей у нее не будет.

После такой творческой практики Елена Майорова сразу поступила в ГИТИС. Настырную провинциалку взял на свой курс Олег Табаков. В 1982 году ее приняли в «Современник». Она стала часто сниматься в кино. Нет числа простым девчонкам, проводницам, лимитчицам, проституткам, которых сыграла Майорова.

А потом появились «Макаров» Владимира Хотиненко, «Скорый поезд» Бориса Яшина, главная роль в спектакле «Орестея». Вот тогда и заговорили о необычайной, роковой красоте актрисы. Три года гастролей по свету с «Орестеей» принесли Майоровой мировую известность. Ее сравнивали с Гретой Гарбо.

К этому времени Майорова уже была обладательницей московской прописки. Еще в ГИТИСе у нее случился полуфиктивный брак. Его устроил Олег Табаков для того, чтобы любимая студентка смогла остаться в Москве. Было все, как положено: загс, скромная вечеринка. Молодым предоставили комнатку в общежитии театра. Но вскоре муж не выдержал богемной жизни и убежал к маме. Трагедией для Лены это не стало.
А вот в театре «Современник» для молодой актрисы оказалась слишком сложной закулисная обстановка: примы не приняли ее с распростертыми объятиями. Зато Олег Ефремов пригласил во МХАТ и предложил фантастический репертуар: все главные роли. Такая удача и всего одно маленькое «но», о котором чуть позже.

Однажды после спектакля Лену познакомили с молодым художником Сергеем Шерстюком. Она взглянула на него и сразу поняла, что это ее мужчина. Не знаю, можно ли назвать особым везением тот факт, что Сергей оказался сыном генерала, жил в четырехкомнатной квартире на Тверской. Конечно, она сначала обрадовалась и удивилась, но предметом гордости эти фамильные апартаменты не стали.

Лена становилась все красивее, спокойнее, печальнее, она любила мужа, ей нравилась его семья, но свои проблемы она предпочитала решать в одиночку. Сергей обожал жену еще и как совершенную модель для своих картин.

Он писал изысканные и странные ее портреты. Например, лицо, усыпанное лепестками цветов. Это сильная работа, но друг семьи однажды сказал: «Зачем ты это сделал? Если посмотреть внезапно, то впечатление такое, будто у нее кожа сползает с лица». Как в воду глядел.

Одной из проблем Елены Майоровой стал главный режиссер МХАТа Олег Ефремов. Он ввел ее в лучшие спектакли, но не уставал напоминать, кому она этим обязана. На общих вечеринках Ефремов произносил в честь Елены комплиментарные речи, но стоило им остаться втроем, начинал просить Шерстюка: «Сереж, ну отдай мне Лену». И делал ей не совсем трезвое предложение руки и сердца. Она будто бы шутя отвечала, что любит мужа. Сергей вообще не принимал всерьез приставания Ефремова: «Ему семьдесят лет, он пьет и сошел с ума». В этом треугольнике выпивали все и вряд ли от большой радости. Все было так запутанно и непросто. «Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево», говоря языком Бродского. Жизнь Лены Майоровой уже так качалась на ветру, что на земле ей удерживаться было все сложнее.

Очередным несчастьем стала режиссер Наталья Пьянова, предложившая ей главную роль опытной проститутки в картине «Странное время». Фильм был заявлен как эротическая дама. Актеры должны был сниматься обнаженными. Муж, не почувствовав беды, пожал плечами: «Соглашайся. Ты красивая». И она попала в такой омут. Сценарий оказался пустышкой, режиссер сама не знала, чего хочет. Актеры пили и пьяными снимались «для правды жизни».

Лену Майорову понесло. Она ответила взаимностью на влюбленность своего 27-летнего партнера Олега, блондина с зелеными глазами. На «Кинотавре» поселилась с ним в одном номере, они демонстративно прогуливались у моря, держась за руки. В Москве любовник явился к Майоровой домой с букетом – поздравить ее с днем рождения. Актерская тусовка уже с удовольствием пережевывала новую сплетню. Сергей сказал: «Я так понял, что ты украл у меня жену». Конечно, такая кража была не по плечу мальчику из неудавшегося эротического фильма. Лена осталась с Сергеем, потому что любила только его. Но что-то происходило с ее нервами, душой, утомленным мозгом. Она все больше пила и страшно страдала. Знать бы точно, почему…

Сергея мучили глобальные вопросы: судьба России, жизнь и смерть, любовь к Лене в космическом формате. Он постоянно вел дневник и порой так далеко уходил в свои исторические, философские, эстетические поиски, что не замечал главного: с женой что-то происходит. Она то впадала в задумчивость, то беспричинно смеялась. Но в любом случае он не мог предположить, к какому страшному решению идет русская Грета Гарбо.

23 августа 1997 года Елена не поехала с мужем на дачу. Она металась по квартире и посылала сумбурные, тревожные сообщения Олегу. А потом…
А потом из подъезда дома на Тверской вышла высокая, обнаженная, обугленная женщина. Она прошла сто пятьдесят шагов до Театра Моссовета и упала. Врачи «Скорой помощи» констатировали 85 процентов ожога. «Она похожа на одну актрису,- вгляделась в нее медсестра Склифа. «А я и есть актриса»,- прошептала Лена. Это были ее последние слова.
Разговоры о том, было это самоубийство или несчастный случай, не прекратились до сих пор. Хотя есть заключение экспертов, показания свидетелей. Она не могла вылить на себя случайно канистру с керосином, чтобы в таком виде покурить в платье из синтетики. Она облила себя с ног до головы, вышла на площадку, закрыла металлическую дверь на два замка. После чего стала зажигать спички, одну за другой. Платье все не загоралось. Но она не отказалась от своей идеи. И, вспыхнув, молча шла босиком по ступеням, по земле, оставляя за собой куски опаленной кожи и кровь… Какую страшную роль сыграла актриса под занавес.

Сергей Шерстюк не прекратил диалога мо своей любимой и после ее смерти. Он каждый день обращался к ней со страниц своего дневника: «Мы с тобой ссорились, я тебя обижал, не понимая, что этого нельзя делать вовсе. Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знаю…»

Он умер от рака через девять месяцев после гибели Лены. Перед смертью рассказывал близким, что во время его операции в операционную вошла она и прошептала, что ждет.


© Наталья Радько (kinolenta.org). Елена Майорова. Девочка без кожи
Tags: информационное, персоны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments