grey_akella (grey_akella) wrote in kinoclub,
grey_akella
grey_akella
kinoclub

Картинка из "Раньшего Времени" : "Призраки Гойи" ( "Goya's Ghosts")

 

Последний фильм Милоша Формана рассказывает нам о Испании, начала 19-го века. Это был очень не простой период испанской истории. Трудный, но интересный, это уж, как водится...


Хотя многие, посмотревшие этот замечательный фильм, считают, что фильм даже не про Испанию вовсе, а про нас с Вами, т.е. про НАС, и про нас СЕГОДНЯШНИХ.


В таких рассуждениях, видимо, есть определенные резоны. Действительно, не думаю, что Формана так уж волновала какая-то там Испания с ее ( Испанскими т.е.) проблемами борьбы за сохранения идеалов инквизиции и национальной самоидентичности. Хотя, вряд ли, автором фильма задумывались особые аллюзии, чтобы лишний раз унизить наше многострадальное Отечество.

 

(Бардем, как говорят знающие люди, "играет" типично испанский характер - т.е.

смесь подлости, коварства и одновременно личного мужества, благородства и обаяния. Да и Портман тоже, вроде как, испанку изображает, и очень как-то гармонично-едина она сразу в двух лицах - девочки-мадонны и этакой "Кармен"- шлюхи ...)


К тому же, "Бардем", на мой взгляд, мало, в общем-то, напоминает отечественных "перестройщиков". Разве что, в очень незначительных деталях. А так - ничего общего! Действительно ведь, - ни лысый, ни пьяница, жена - красавица, дочки - просто прелесть, да и сам - красив безумно!

 Да и Испанцы, у Формана, совсем даже, не похожи на Соотечественников. У Формана испанский Народ - прям какой-то сплошной сброд, а не Народ, в своей основной массе выходит!

 Действительно ведь, этот-самый народ, в едином порыве восстающий против "западных" поработителей -"демократов", устраивающий пляски на эшафоте и лобызающий руки отечественным (испанским т.е.) инквизиторам совсем даже не напоминает Соотечественников. Ну совершенно! Не во всех своих проявлениях, во всяком случае…

Естественно, как у каждого большого режиссера, фильм у Формана получился очень личный.

Вот, например, - единственный во всем фильме настоящий мужик - Томас Бальбатуа (отец Инесс) - явно списан с собственного отца. (Если кто не знает, отец Милоша Формана - тоже еврей, как и Томас, был членом антифашистского сопротивления, за что был арестован гестапо и погиб в концлагере.)

Да и Гойа, явно ведь, с себя самого "срисован". (Даже внешнее сходство, несомненно).


Вообще-то, считается, что Настоящий Художник, всю свою жизнь пишет только одну-единственную картину - АВТОПОРТРЕТ.

И это всегда не лишне иметь в виду.


Но Фильм Милоша Формана, судя по всему, все-таки, немного о другом...

Он, наверное, о месте Художника ( да и любого НОРМАЛЬНОГО человека) в этой жизни.


Вообще, почти все фильмы Формана строятся на неком внешнем контрасте-противопоставлении Героя и "ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", если можно так выразиться.


/Черный - среди белых расистов ( "Регтайм" ), Гений - среди посредственностей ("Амадей"), порнограф - среди ханжей ( "Народ против Ларри Флинта" ), Нонконформист - среди конформистов-обывателей ( "Полет над гнездом Кукушки"), Артист среди зрителей ( "Человек с Луны"), ну и т.д.


Здесь, в последнем фильме, в принципе, та же самая структура, по сути: 
идет жизнь, вершится история, ломаются судьбы, а Художник, как бы со стороны, не особо вмешиваясь, просто наблюдает и фиксирует это самое течение жизни.

Очень далек Он от народа, так сказать...


Вот, к примеру, на дворе Тоталитарный режим Короля Карлоса.

Ничего ведь, особо-страшного, на самом-то деле! ( Еще не раз, видимо, вспомнят испанцы те славные времена !)

Добряк-король, занятый, в основном, охотой и не особо тиранящий свой народ. На скрипке, правда, скверно играет, и любит, когда его сравнивают с Моцартом...

Ну да ладно, не самый ведь худший вариант, разве нет? Сравним, потерпим! И в ладоши даже похлопаем, чего уж там!


Инквизиция, конечно, это - ДА! Инквизиция это, конечно, не очень приятно и демократично. Но, тоже, не так чтобы особые "зверства фашизма", как обычно принято представлять...

/ВОСЕМЬ еретиков, сожженных за полвека. Да и вообще, если кто не знает, по подсчетам историков, среднее число жертв инквизиции (это, кого, собственно, УБИЛИ насмерть) - СЕМНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК В ГОД. Почувствуй разницу, как говорится, особенно с НАШИМИ реалиями "смешно" даже и сравнивать.../


Вот, "ТИРАНИЯ" Карлоса сменяется "ДЕМОКРАТИЕЙ" Наполеона. Свобода, Равенство, Братство. Ура!

Инквизицию отменяют, Инквизиторов сажают, монахи становятся атеистами и демократами, махи - шлюхами, а дуэньи бендершами... Такое вот, наблюдается повсеместное изменение испанских нравов.


Потом, как уж водится, наступает РЕАКЦИЯ. К власти опять возвращается Инквизиция. Снова правит король (ну, помните, наверное, пацан, маленький-такой, на балкончике стоит. Его, еще среди генералов и шлюх, еле-еле разглядеть можно...) "Демократов" публично душат, народ пляшет, ликует и целует руки Великому Инквизитору!


В общем, как писал поэт, - "жизнь течет сама в себе и крепко держится за Канта"...

Ну и пусть себе течет. Что же тут можно поделать? Да и нужно ли?


Ну, а Художник-то ЧТО? Он-то ГДЕ? В такой-то вечно-трудный для Испанского Отечества час?

Как говорится, " А где ты был, Гулливер, когда Остроконечники с Тупоконечниками...?"

А Художник - Он всегда тут, поблизости... Смотрит внимательно и печально, а еще делает зарисовки, в назидание потомству, видимо …


И долго еще перед глазами стоит последняя сцена фильма :


по пустынной средневековой улице, безумной красоты, медленно тащится повозка с

задушенным "демократом".

("Бардем" в позе распятого Христа, прямо с картины какого-нибудь Мантеньи - очень выразителен, даже в "мертвом" виде !)

А рядом с повозкой, не отпуская его мертвой руки, грустно бредет безумная "Портман" - мать его ребенка, бывшая Муза, бывшая Маха, бывшая Святая с картин Гойи...

А вокруг траурной процессии весело пляшет испанская молодежь... 


 

 А сзади, на приличном отдалении, ковыляет  Сам Художник. Ведь Он всегда тут, поблизости... А КУДА ОН ДЕНЕТСЯ? Прямо как, в Отечественном Анекдоте "раньшего времени"...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments