desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Убийство Джесси Джеймса /The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford

История одного предательства

Об “Убийстве Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом” заговорили с того момента, как исполнитель главной роли Брэд Питт получил в сентябре этого года на Венецианском фестивале кубок Вольпи как лучший актер. В целом, картина является если не сенсацией, то, по крайней мере, заметным экранным событием. Особенно учитывая то, что для новозеландского режиссера Эндрю Доминика этот фильм — лишь второй в жизни. Первый, “Чопер” с Эриком Бана, тоже является кинобиографией знаменитого злодея.

Как всегда, когда в продюсерскую группу входит исполнитель главной роли, существует опасность, что на выходе получим слишком актерское кино, надрывный бенефис, пропитанный самолюбованием. К счастью, в этом случае такого не произошло. То ли потому, что сопродюсерами, кроме Питта, являются известные режиссеры — братья Тони и Ридли Скотт, или по другой причине, “Убийство” — удивительно сбалансированный фильм.

Название настраивает на вестерн. Действительно, здесь хватает небритых мужчин на резвых конях, широкополых шляп, стреляющих кольтов. Но жанровые признаки обманчивы. Колорит фронтира - лишь декорация для более сложного, нежели стандартный вестерн, сюжета. Первое отличие, сразу бросающееся в глаза, — “Убийство” имеет крайне замедленный, приглушенный ритм. Главное здесь не действие, а атмосфера; не поступки, а мотивы. Фактически, все находятся в состоянии постоянного ожидания (нового дела, смерти или удачи), которое становится самодостаточным. Камера (Роджер Дикинс) время от времени застывает посреди пустынных пейзажей, заснеженных прерий, среди которых, словно ниоткуда, появляются темные всадники. Тени перемещаются вместе с косыми солнечными лучами, вещи лежат, словно покинутые на многие годы. Иногда эта замедленность чрезмерна — 150-минутный фильм производит впечатление затянутого. Кажется, что некоторые эпизоды и часть второстепенных персонажей можно было бы безболезненно удалить. Но режиссеру и оператору удается насытить кадр почти физическим ощущением течения времени — беспощадного и к героям, и к трусам.

“Убийство Джесси Джеймса” является многофигурным полотном, фильмом-романом, который охватывает многих действующих лиц, отслеживает их судьбы на протяжении лет. Определение “эпос” могло бы быть уместным, если бы не подчеркнуто камерная драматургия. Она строится преимущественно на отношениях двух героев — тех самых Джесси Джеймса и Роберта Форда (Кейси Аффлек). Хотя уже в первых кадрах Джесси представляют не просто как незаурядного человека, а именно как эпического, более того, мифологического, былинного героя, появление которого влияет даже на стихии природы, — что уже говорить о людях. Кстати, знаменитый налетчик действительно стал частью голливудской мифологии: фильм Эндрю Доминика уже шестая по счету история Джесси и его банды, начиная с 1939 года.

Питт с ролью, в целом, справился. Конечно, есть в его игре определенный привкус сентиментальности, раньше менее ощутимый — он несколько обострился в последние годы после таких работ, как “Вавилон”. Его Джесси — обреченный человек, но обреченный героически, это великий преступник с великим же внутренним надломом. Кажется, он и выстрелить в себя дает лишь потому, что уже смирился со своей судьбой — супергерой и умереть должен соответственно, от пули предателя в спину. Кстати, здесь есть некоторое сходство с фильмом почти 50-летней давности — гениальным дебютом Жана-Люка Годара “На последнем дыхании”. Там совсем молодой Жан-Поль Бельмондо играет сорвиголову, который в финале тоже без борьбы принимает и измену, и выстрел в спину. Экзистенциональные мотивы подобных героев — и Джесси в частности, — исполнены фатализма: свобода выбора для них оборачивается свободой выбора смерти — чисто европейский ответ на вызов Рока.

Со своей стороны, мотивы Роберта-Аффлека — это не просто желание славы убийцы прославленного Джесси. Он стремится не быть собой, обаятельным мальчишкой с ясными глазами изменника, он хочет большего — стать самим Джесси, кумиром своего детства, жить заемной жизнью и заемной славой. Аффлек играет невинность, скрывающую в себе тугой узел страстей. Сложно даже вспомнить, когда в последние годы на экране появлялся более тонкий и глубокий портрет предателя. Все актерские работы в фильме - высочайшего класса; но дуэт Питта и Аффлека, безусловно, достоен любых наград.

В итоге, Джесси выходит победителем из той дуэли; Питт играет самого одухотворенного мертвеца в мире. Но “Убийство...” все же не о Джесси и даже не о его смерти. Это — один из лучших фильмов о предательстве, - вот так парадоксально и неожиданно Роберт Форд получает свой маленький кинематографический триумф, равный торжеству того, кого он предал.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments