accionmutante (accionmutante) wrote in kinoclub,
accionmutante
accionmutante
kinoclub

Изгнание (Izgnanie)

 
Изгнание (2007) Андрей Звягинцев.
Как сердце и чуяло, второй фильм Звягинцева стал кошмариком для горе-рецензентов: груз эрудиции смертельно тянет в омуты сравнений! И в первую очередь для тех, кто в каждом встречном ослике привык видеть Бальтазара, а в человеке с именем Андрей – сразу Тарковского. Если на то пошло, Андреев среди создателей и съёмочной группы "Изгнания" завались – это и художник, и композитор, есть даже Андрей-осветитель. Материала уравнителям хватает. За четыре года, минувших с выхода "Возвращения", они выучили ещё два слова – "бергман" плюс "антониони" (?); к третьему фильму новосибирского само(вы)родка ожидаем пополнений словаря в виде "дрейера" и "брессона". 
 Тарковский так Тарковский: критической знатью дебют новичка был обозван "Ивановым детством", что автоматически позволяет любому доброхоту занести свежего Звягинцева в графу напротив "Жертвоприношения". Мол, в 1986 году герой жертвовал своим умом и мещанским покоем из-за поляны, олицетворявшей Мироздание; спустя двадцать лет он, по молчаливому согласию жены, убивает неродившегося сына, горя, вероятно, желанием спасти молдавские просторы. 
 Если так, то космическая скорость, с которой Звягинцев просвистел по пути учителя из пункта А в пункт Б, на конечном результате отразилась эффектом старения. Белый свет-2003, тот туман на лице природы, взволновавший залы фестивалей, рассеялся, обнажив технику, искусство травли кадра, поросший бородой сюжет и унеся красоту недомолвок, изгнав детей из мира зрелых людей. "Почему взрослые так странно себя ведут?" – вопрошают девочка Флора и мальчик Кир, персонажи "Изгнания", и недетский вопрос повисает в оппозиции к невнятным эдалт-бормотаниям. Потому что взрослые.
 Враз обедневший язык образованных реципиентов – любопытный показатель нечастой для российского кинематографа ситуации. Оказывается, режиссура выше среднего местного (и, авось, европейского) уровня не отрицает общего ощущения вторичности. Неуловимой, увёртливой, ловко скроенной, но вторичности. Так почему же бесспорный талант, который творит, сверяясь с учебником (продуманный ритм + чётко выверенная "картинка"), до сих пор зовётся новым мессией? Быть может, кажется, что Звягинцев работает без швов? Ведь издали их глаз неймёт, они сливаются, словно трещинки между детальками богоугодной мозаики, собранной в "Изгнании" детскими ручонками. 
 По первой профессии Андрей Звягинцев не хирург, а жаль. Тогда бы он отсёк флэшбэк-аппендикс, нарезав излишек на бонусы для
DVD-издания. И не выглядели бы тогда финальные крестьянские напевы иллюстрацией для томика Плуцера-Сарно к поговорке "Не пришей к пизде рукав". Хорошо, что иностранцы не заметят и, предположительно, взмахнут в ответ солёными от слёз платками. На расстоянии им чудится Большое.  
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments