desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

Irina Palm / Ирина Палм сделает это лучше

Марианна-спасительница

Приз зрительских симпатий даже на международном кинофестивале высочайшего уровня (в Каннах, Венеции, Берлине) — награда противоречивая. С одной стороны, она, безусловно, свидетельствует о профессионализме авторов фильма, со другой — есть доля истины в старинной театральной пословице «Публика — дура»: зрительские массы часто покупаются на дешевые сентиментальные приемы. Бельгийско-люксембургско-британо-немецко-французская копродукция «Ирина Палм сделает это лучше» (режиссер Сэм Гарбарски) завоевала именно этот приз от газеты «Морген пост» на последнем Берлинском кинофестивале.

Противоречивость награды полностью соответствует сути фильма. «Ирина Палм» — одна из тех мелодраматических лент, что рассчитаны на самую многочисленную аудиторию. По сюжету у Мэгги, стыдливой респектабельной вдовы из консервативного лондонского предместья, тяжело заболевает внук. Лечение стоит крайне дорого, и когда появляется шанс полностью победить недуг, ничего кроме долгов у семьи уже нет. Бродя в поисках работы по лондонскому Сохо, Мэгги наталкивается на объявление «Требуются официантки» на дверях одного из заведений. Туда ее берут, хотя клуб называется «Сексуальный мир», а тамошние официантки — это девушки по вызову. Тем не менее у Мэгги есть одно огромное преимущество перед молодыми коллегами — удивительно нежные руки. Вот она и обслуживает мужчин своими бархатными ладонями — через отверстие в стене. Заработки растут как на дрожжах, малыш вроде бы спасен, но такую работу нелегко долго сохранять в тайне. Вот с этого момента и начинается сплошная мелодрама, патока, вопли и сопли, а количество банальностей на единицу времени фильма становится просто неприличным. Одним словом, интересная драматургическая идея совершенно нивелируется. Но от полного провала картину спасает исполнительница главной роли — Марианна (или на французский манер Марианн) Фейтфулл.

Эта 60-летняя леди - личность поистине легендарна. Биография актрисы сама по себе может послужить основой для роскошного сценария (кстати, автобиографическую книгу «Фейтфул», увидевшую свет в 1994 году, действительно переработали в сценарий). Одно происхождение чего стоит: Марианна — дочь баронессы Евы Эриссо и британского шпиона времен Второй мировой майора Глинна Фейтфулла. По линии матери она является прямым потомком австрийского писателя князя Леопольда фон Захер-Мазоха (да, да, того самого автора «Венеры в мехах», литературного прародителя понятия «мазохизм»). Высокое происхождение сочеталось у Марианны с крайне радикальным образом жизни. Практически с детских лет она с головой окунулась в контркультурный бунт, который к тому времени охватил весь западный мир. Была подружкой Мика Джаггера, принимала участие в записи первой оригинальной авторской песни «Роллинг Стоунз» As Tears Go By (1964). Дружила с такими персонажами 1960-х, как поэт-битник Аллен Гинсберг и режиссер-сатанист Кеннет Энгер, а через последнего познакомилась с группировкой Чарльза Мэнсона — со временем одного из самых знаменитого убийцы ХХ века. Вместе с Джаггером и Кейтом Ричардсом была фигуранткой громкого наркоскандала, который привлек внимание широкой общественности к рок-движению как таковому. Сама не избежала злой судьбы — в 1970-тых «сидела» на героине и даже некоторое время бомжевала, жила на улицах упомянутого Сохо, — однако смогла вернуться к нормальной жизни. В 1980-х как певица принимала участие в создании многих музыкальных проектов; в итоге заняла 25-е место в списке «100 великих леди рок-н-ролла».

Не менее интересна кинокарьера Фейтфулл. Сниматься она начала тогда же, когда и петь, — почти подростком. Как вокалистка и актриса участвовала, в частности, в таких известных и разных картинах, как «Тельма и Луиза», «Танцы в «Голубой игуане», «Интимность», «Париж, я тебя люблю», не говоря уже о ранних экспериментальных работах Жана-Люка Годара и того же Энгера. Но в главной роли наш зритель видит Фейтфулл, наверное, впервые. И нужно сказать, что, несмотря на весьма и весьма богатый жизненный опыт, ей удалось не растерять своих артистических талантов. Героиню Фейтфулл отличает неподдельное чувство собственного достоинства, с которым та выполняет свои постыдные обязанности. Мэгги — настолько полнокровный образ, с такой богатой гаммой психологических оттенков, что остальные герои отступают на далекий задний план. По большому счету, ради игры Фейтфулл этот фильм и стоит смотреть. Остается только надеяться, что в следующий раз ей больше повезет с режиссером.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments