desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

«Братья рока»/«Brothers of the Head»

Братство обреченных

Биографические фильмы об эстрадных или рок-звездах — жанр чрезвычайно неблагодарный. Так как нет ничего более однообразного, чем жизнеописание какого-нибудь «кумира сцены» — с его песенками, пьянством (наркоманией - на выбор), сексуальной разнузданностью и несчастливым исходом. Весь этот нехитрый набор уже был продемонстрирован многократно, в разных формах и по разным поводам.

Но британская музыкальная драма «Братья рока» (оригинальное название «Brothers of the Head» - буквально «Братья головы» - весьма важно, что станет ясно ниже), несмотря на то что в ней тоже идет речь об истории некоей панк-группы «Bang-Bang» («Пиф-Паф»), совершенно выпадает из этого ряда.

На счету сорежиссеров картины Кита Фалтона и Луиса Пепе до сих пор не было полнометражных лент, их специализация — кинодокументалистика. «Братья...» вроде бы тоже документальный фильм — о карьере на рок-сцене, которую делают... сиамские близнецы Том и Барри (их играют молодые актеры, братья Гарри и Люк Тредвей). На самом деле это редко встречающийся на постсоветских экранах жанр, который называют «фейк» (по названию образчика жанра «F for Fake» - шедевра Орсона Уэллса, 1974 г.), или mockumentary, то есть художественный фильм, целиком стилизованный под неигровое кино. И это, как представляется, наиболее адекватная форма экранизации произведения, легшего в основу сценария. Драматургический источник выбран очень удачно — роман патриарха британской фантастики Брайана Элдисса. Авторитет этого автора подтверждает, в частности, то, что именно его рассказ перерос в сценарий фильма «Искусственный интеллект», который начал снимать Стенли Кубрик и завершил Стивен Спилберг. На этом, впрочем, список знаменитостей не завершается. Одним из героев «Братьев...» является классик английской режиссуры Кен Рассел, который играет здесь самого себя — будто он в свое время снимал игровой фильм о рок-близнецах, но так его и не закончил; более того, кадры этой картины «цитируются» Фалтоном и Пепе и сделаны они в типично расселовском стиле!

Само собой разумеется, что благодаря такому подходу режиссерам удалось вывести обычную на первый взгляд молодежно-музыкальную драму на принципиально иной уровень. Причем они отошли от стереотипных решений, напрашивавшихся сами собой, — на экране нет ни цирка уродов, ни ностальгического восхищения панк-революцией середины 1970-х. Последняя интерпретируется скорее как актуальное художественное явление, что не в последнюю очередь обеспечивается замечательной музыкой Клайва Ланджера — он в свое время работал с такими известными исполнителями той эпохи, как Элвис Костелло, Madness и другими, одну из песен написал также Гарри Тридвей. Вообще же услышанное можно назвать лирическим панк-роком — здесь прекрасно соединяются надрыв и неожиданно романтические интонации. И все-таки это лишь антураж, повод для того, чтобы рассказать совсем другую историю. Панковская невменяемость братьев — это проявление их фатальной обреченности; и здесь очень кстати напомнить, что Элдисс — мастер сюрреалистических приемов, которые выделяют его произведения из потока сугубо развлекательной фантастики. Так и в «Братьях...»: оказывается, у Барри в голове врожденная опухоль, которая на самом деле является зародышем их третьего, неродившегося, брата. Вот этот образ неизвестного, неродившегося, не имеющего имени, становится чем-то вроде символа судьбы, которая направляет братьев. И чем ближе к трагическому финалу, тем выше фильм Фалтона и Пепе поднимается над контркультурным колоритом, приобретая притчевое, метафизическое звучание. И хотя «Братьев рока» оценят, вероятно, в первую очередь почитатели радикальных субкультур — все же этот фильм является редким в той же Британии образчиком серьезного авторского кино.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment