desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

"Майкл Клейтон"/Michael Kleyton

Клуни всемогущий

В новой картине "Майкл Клейтон" Джордж Клуни опять играет роль, которая ему очень к лицу - адвоката со сложной судьбой.
Особенностью дарования Клуни является то, что образы юристов все мастей, донельзя заштампованные Голливудом, он умеет воплощать чрезвычайно индивидуально, с фантазией, обогащая своеобразными деталями. На этот раз он играет этакого юриста-мусорщика, который выполняет особо деликатные поручения, подчищает дела за менее сообразительными коллегами и вообще помогает клиентам выпутываться из сложнейших ситуаций. Но однажды ловкий законник сталкивается с некоей коллизией, граничащей с катастрофой, поскольку под угрозой оказывается его жизнь и безопасность близких ему людей.

Партнеры у Клуни очень достойные. Главную интриганку, главу преступной корпорации, играет нервная и утонченная Тильда Свинтон; друга Клейтона Артура, который, прикидываясь душевнобольным, пытается раскрыть заговор, - чрезвычайно интересный в этом образе Том Уилкинсон, а роль одного из коллег Клейтона досталась живому классику Голливуда режиссеру Сидни Поллаку («Загнанных коней пристреливают, так ли?» (1969), «Тутси» (1982), «Три дня Кондора» (1975), «Фирма» (1993)). Каждый из этих персонажей неоднозначен, в каждом имеется определенная пропорция и добра и зла. Другое дело, насколько полно раскрываются эти противоречивые характеры. А вот здесь уже многое зависит от режиссера.
«Майкл Клейтон» - постановочный дебют режиссера Тони Джилроя. Однако назвать Джилроя дебютантом можно с большой долей условности: в его активе такие суперуспешные сценарии, как «Адвокат дьявола» (1997), «Армагеддон» (1998) и вся «борниана» - от «Идентификации» (2002) и «Преимущества» (2004) до «Ультиматума Борна». Решив стартовать в режиссуре с корпоративного детектива, он явно учел опыт своих маститых предшественников. Просматриваются, в частности, определенные сюжетные параллели с той же «Фирмой» Поллака: кризис так же спровоцирован бунтом одного из высших должностных лиц могущественной организации, адвокат-одиночка выступает против корпоративного преступления, а грязную работу выполняет служба охраны фирмы. Но в таком жанре важна не только увлекательная фабула, но и психологическая разработка образов. Что касается линии Артура, то и задумана, и воплощена она отлично: это, по сути, фильм внутри фильма, маленькая трагедия человека, совесть которого вступила в конфликт с коллективной солидарностью. А вот с другими героями не все так радужно. Героиню Свинтон тоже одолевают муки совести, однако это не мешает ей отдавать преступные приказы. Очевидно, Джилрой старался представить Карен своего рода жертвой обстоятельств, но для этого одних лишь вспотевших подмышек и встревоженного красивого лица явно недостаточно.

И наконец Клуни. Он играет не столько адвоката с темным прошлым и сложной судьбой, сколько ту роль, с которой справляется лучше всего, - самого себя. То есть не перевоплощается в мистера Клейтона, а демонстрирует собственные наработки - актерские штампы. И хорошо, что делает он это мастерски, что эти штампы еще не успели надоесть, что артистическая харизма Клуни достаточно мощна для того, чтобы выглядеть привлекательно всегда и везде. Но вот Майкла Клейтона как такового экране нет - есть исполнитель его роли, так что фильм вполне можно было бы назвать, например, «Джордж Клуни».

Конечно, это не означает, что картина Джилроя плоха либо неудачна – она вполне качественна, и, скорее всего, получит несколько номинаций на "Оскар". Просто она могла бы быть намного лучше – вот в чем беда.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments