Принцесса Фантагиро (fantaghiro_) wrote in kinoclub,
Принцесса Фантагиро
fantaghiro_
kinoclub

Тарковский "Страсти по Андрею"

Итак, где-то пару недель назад сходили мы с kozerojka и bes_bashny в Мир Искусства на Тарковского, о чем, собственно, бес написал свою рецензию . Теперь моя очередь - писать мою.

Во-первых, сразу скажу, что я не очень-то хотела идти на этот фильм, потому что из предыдущего опыта поняла, что Тарковского смотреть тяжело и страшно. Очень люблю Солярис, но - других фильмов не осилила полностью до сих пор.
Однако все оказалось совершенно противоположно моим ожиданиям. Кинотеатр Мир Искусства просто идеален для просмотра подобных фильмов. Там такая настоящая камерная атмосфера, крашеный пол, стулья разрозненные - словно сидишь на закрытом показе для "интеллихенции" 60х и немыслимым кажется стебаться вслух, даже над по-настоящему смешными моментами. В противном случае я своим стебом испортила бы все впечатление для самой же себя. К тому же если смотреть дома, то я бы обязательно сходила на кухню за едой и потом потянуло бы в сон, а потом захотелось бы отключить все нафиг, потому что фильм моментами просто невыносимо тяжел. А так - остаешься на месте, и некуда деться, даже если очень больно. Сидишь серьезно так, культурно, как Масяня в филармонии, и смотришь. И вот все вышеперечисленное помогло мне просидеть все три часа просмотра, и я ни секунды не скучала, да и в зале никто не храпел, люди наклонялись вперед от волнения, от сопереживания. Я была поражена, насколько совершенным может быть кино "не для всех". Тарковский - определенно режиссер "не для всех". Но что сейчас вкладывают в это понятие? Я смотрела десятки фильмов из этой расплывчатой категории "артхаус" - и очень часто бывала разочарована. Все эти потуги и попытки блеснуть оригинальностью - не впечатляют. Тарковский же действительно умел работать так, как никто. Искусство искусством, но была и очень тяжелая работа - и человек в ней выложился так, что я и сейчас не могу оторвать взгляд от экрана.

Да уж, мыслей после просмотра было много, но не все они были восторженными...

Знаете, я очень люблю людей светлых, носящих свой персональный рай с собой, и щедро им делящихся. Такие люди словно позволяют тебе взглянуть на жизнь из своего окна. Есть и противоположности - всегда в аду, безотносительно к обстоятельствам. Упаси Бог общаться с ними близко и долго - краски тускнеют, из жизни уходит радость. Я не знаю, каким видел мир А.Т., но если судить по фильму - а ведь я в течение трех часов смотрела на мир его глазами - это был ад. Депрессия и страх такого размаха мне даже в кошмарах не снились. Тяжесть, чернота, вечная борьба, безнадежность, изредка освещаемые любовью женщины (немедленно в следующем кадре убитой, изнасилованной, или украденной), да еще сдобренные потрясающим талантом - своим и окружающих людей. Талантом всегда непонятым, всегда гонимым, и даже наказуемым. Камнерезов ослепили, шуту отрезали язык, иконописец лежит под кустом со стрелой в спине и так далее. Мне было бы страшно жить в этом мире. Я не знаю, кем был А.Т., но я была в его аду. Можно сколько угодно говорить, что Андрей рассказывал о ТОМ времени, что это не проекция. А я уверена, что проекция. Камера подчиняется режиссеру, монтаж тоже делается его рукой.

Опять же, славяне в этом фильме гораздо страшнее татар и всех прочих. Славяне уничтожают друг друга, как голодные крысы.

Ок, это видение художника, каждый волен выбирать - смотреть или не смотреть, понимать так или этак. Но тут появляется еще одна мысль: а ведь Тарковский - всего лишь зеркало, отражающее депрессию целого народа. Русские вообще любят горестно пофилософствовать за воткой. Особенно о судьбах отечества. Такое впечатление, что депрессия нам внушена. Тяжелый климат, долгая темная зима, история рабства за плечами - и что же мы получаем? А получаем мы целый народ, поселившийся в аду. И этот народ произвел на свет режиссера, безмерно гениального и страдающего, как Христос. Русские вообще очень интимно воспринимают страдания Христа, потому что сами только тем и занимаются, что страдают. Неудивительно, что в фильме такой акцент сделан на дожде и грязи - это же просто аллегория страдания и депрессии!

Кстати, о финальном сюжете - про мальчика, который отлил колокол. Этот сюжет должен наверное был вносить светлую ноту, смягчать и сглаживать, давать надежду, но - не дает. Не будь этого пацана с его колоколом - после фильма оставалось бы только в прорубь головой. А так вроде позитив подброшен вовремя - мол, не оскудеет Русь, и все такое. А на самом деле, что же я вижу? Мальчик поглощен идеей и у него есть мечта. Это здорово. Этот мальчик - словно воплощение всех других мальчиков, которые Россию и прославили. Однако, не слишком ли много для плеч одного мальчишки? Не слишком ли? Ведь фанатики не делают погоды. Фанатики дают стране ее гордость - ее искусство, все эти выбросы энергии. Ну а как же обычные люди? У Тарковского им не отводится никакой роли, им нет уважения. Ценится только блаженный, больной, гений, шут. С обычными людьми главный герой и разговаривать перестает - вот получайте. А мальчик понукает свою литейную артель, а не подчиняются - приказывает пороть. Далеко пойдет! И это тоже проекция и аллегория. Очень по-русски. Не ценить обычных людей и их труд. Люди, лишенные гениальности, подаются в фильме как быдло. Они либо гонимые, либо гонители. Вот это мне не нравится. Тарковский смотрел со своей колокольни, если позволительно такое сравнение. Выбор гения - делать не как все, а как дОлжно - тяжел, и я понимаю, как это красиво в перспективе истории. Но вот в японском менталитете, например, принято воздавать должное за все - и за гениальность, и за тяжелый труд, и за каждодневное самоотречение. Даже за чашку риса.

Вот не впечатляет меня больше вечная истовая борьба за идею. Кто знает, может это и подразумевалось? Может, это и должно было стать таким вот зеркалом для целого народа?..

Под занавес кое-что еще.
Повторю давно известную мысль: искусство, если оно подлинное, вызывает много споров и кучу разных точек зрения. Если вам нечего добавить кроме неопределенного общего места типа: "Тарковский - гений, а все кто не понимает - идут на йух" - тогда воздержитесь от комментариев, плиз, это скучно. Давайте критиковать конструктивно. Я обосновала свои мысли. Обоснуйте и вы свои. Давайте возражать интересно! </a>
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 58 comments