moskovitza (moskovitza) wrote in kinoclub,
moskovitza
moskovitza
kinoclub

Category:

Моя 10-ка лучших роуд-муви.


Кинематографисты охотно рассказывают об увлекательных путешествиях и приключениях на пути из пункта А в пункт Б. Но не всегда такие фильмы можно назвать настоящими роуд-муви. В подлинной дорожной картине меняется не только пейзаж за окном, но и сам герой - в поисках своей мечты, своего места в жизни, своего предназначения. Есть ли смысл в дороге – поймёт лишь тот, кто прошёл её до конца. Но есть ли конец у Пути? Вот почему я решила составить свою 10-ку лучших роуд-муви:

1 Дорога

Фильм Александра Столпера снимался в один год с одноименной картиной Феллини. Уже в премьерный год «Дорогу» Столпера посмотрело более 25 миллионов человек. Остросюжетная картина в необычной для того времени стилистике роуд-муви полюбилась зрителю и стала признанной классикой жанра. Поэтому душещипательную историю полоумной сиротки, купленной за тарелку макарон, пришлось выпустить в советский прокат под названием "Они бродили по дорогам". Но и без этих прокатных предосторожностей «Дорога» - для взыскательного зрителя – это именно блестящее роуд-муви Столпера… На одной из автостанций горной дороги из-за снегопадов застряли десятки машин с пассажирами и срочным грузом, предназначенным для поселка Выскогорный. Под вечер на станцию прибывают еще два пассажира – опытный чекист (Николай Гриценко, воплотивший на экране лучшие черты работника органов госбезопасности) и "иностранный турист" Снайдерс (двуликий Владимир Кенигсон). Утром, несмотря на пургу, автоколонна направляется на штурм перевала, чтобы протолкнуть машины со срочным грузом. Никто не подозревает, что чекист сопровождает диверсанта, назначившего встречу на перевале. Герою Гриценко приходится не только, несмотря на ранение, вступить в рукопашную схватку с диверсантом, а потом преследовать его в головоломной автогонке по краю ущелья. Он также берет на себя командование собравшейся на заправочной станции разнородной толпой, из которой многие сперва решаются пробиваться через заносы самостоятельно. Мужественный работник органов становится непререкаемым моральным авторитетом и для стариков (нельзя не восхищаться точной работой Андрея Попова в роли Сергея Игнатьевича) и для молодежи (яркие роли Виктора Авдюшко (телеграфист Вася) и Евгения Леонова (Пашка Еськов) стали украшением картины).

2 Обратной дороги нет.

Довженковцу Григорию Липшицу в этой картине удалось, казалось бы, невозможное – сплавить традиционный военный боевик и набивший оскомину «вестерн» в уникальное роуд-муви. По закрученности сюжета и мастерству саспенса - нагнетанию атмосферы неминуемой гибели, о которой не подозревают все герои, кроме одного — это фильм, равного которому не найдешь в мировом кино. Успех картины по праву разделили сценарист Виктор Смирнов (автор, помимо прочего, другой легендарной довженковской картины "Ночной мотоциклист") и великий актер Николай Олялин. Именно герой Олялина – бежавший из концлагеря майор Топорков, исступленный оголодавший безумец с поседевшими всклокоченными волосами – становится во главе партизанского обоза. Оружейный обоз должен пройти сквозь чащобы и болота Полесья, чтобы придти на помощь планирующим побег узникам концлагеря. Но партизаны в обозе не догадываются, что они - всего лишь хитроумная приманка для врага, отвлекающая силы и внимание поисковых групп немецких егерей от настоящего обоза с оружием и боеприпасами. Жизни десятков партизан решено принести в жертву ради спасения жизней десятков узников концлагеря. Подставной обоз отправился в путь, откуда обратной дороги нет, но об этом знает только майор Топорков, которому, к тому же, надо еще нейтрализовать окопавшегося в отряде предателя, передающего все планы партизан фашистам. Безумный майор Топорков режиссера Липшица в этой картине как бы бросает вызов прагматичному майору Данди режиссера Пекинпа.

3 Лето мотоциклистов.

Классик латвийской документалистики Улдис Браунс снимал свою единственную игровую картину несколько лет. Вышедшее на экраны в 1976 году «Лето мотоциклистов» стало признанием режиссера в любви идеалам свободы и романтики рубежа 60-70 годов прошлого века. Это культовая классика, гимн и флаг молодежи той эпохи. Бессюжетное роуд-муви, плывущее под психоделическую музыку Маргера Зариня, прославляет культ мотоцикла как крылатой машины, оторвавшейся от земли и подарившей ездокам свободу – одновременно влекущую и недостижимую, иллюзорную и обреченную… Двое молодых людей – Марис и Инесе - отправляются в романтическое мотоциклетное путешествие по бесконечным, залитым щедрым летним солнцем просторам Латвии в поисках истины и свободы. Колеся по дороге, на своем пути молодые влюбленные находят новых друзей. Но не все встречные готовы принять новую молодежную субкультуру, и героев ждет жестокое столкновение с бандой байкеров-тунеядцев… Невозможно отвести глаз от совсем еще юного Петериса Гаудиньша (Марис – его первая роль в кино, а впереди – невероятные удачи в «Театре», «Айвенго» и «Двойном капкане»). Хороши и Инесе Янсоне в роли Инесе - невесты Мариса, и роковая красавица Астрида Кайриша. Но главное – это льющиеся с экрана вольный ветер и запах свободы – то, ради чего благодарные зрители готовы набиваться в душные кинозалы.

4 Какие наши годы.

Режиссер Ильep Ишмухaмeдoв, долгие годы хранящий верность узбекскому кино, снял это потрясающее роуд-муви о крепкой мужской дружбе и ее испытаниях. Героями картины стали мужественные шоферы большегрузных автомобилей, работающие на дальних рейсах. Казалось, ничто не может вбить клин межу дальнобойщиками Ташкентом Сапроматовичем Рахмановым (для друзей просто Таш) и Назаром Тимуровичем Назаровым (по кличке Назар). Балагур и весельчак Таш (любимец Узбекфильма Pуcтaм Caгдуллaeв) готов в любую минуту откликнуться на чужое горе и прийти на помощь. Замкнутый, сильный и мужественный Назар (популярный прибалт Лeмбит Ульфcaк) настойчиво стремится любой ценой самоутвердиться в жизни. Друзья молоды, и им кажется, что впереди у них целая жизнь, полная достижений и удач. Но очень скоро дальнобойщики понимают, что удача не всегда делает человека счастливым. Судьба посылает шоферам испытание в виде двух сирен – Томы и Майи. Зрителю понятно, что сделать выбор сердцем между божественно красивыми Еленой Цыплаковой и Еленой Прокловой практически невозможно… (Кстати, спустя несколько лет две секс-бомбы 80-х вступят уже в заочную дуэль – зритель будет сравнивать мосфильмовский ремейк «Счастливая, Женька!» с Цыплаковой в роли медсестры Женьки с молдавским оригиналом «Будь счастлива, Юлия!» с Прокловой в роли медсестры Юлии). Дружба рушится, Назар невольно предает друга и превращается в циничного потребителя, а в финальной сцене Таш танцует на свадьбе друзей один, с грустной улыбкой на лице, скрывая свое горе и одиночество…В премьерном 1980 году эту дорожную историю посмотрело более 10 млн. зрителей.

5. Инспектор ГАИ.

В фильме Эльдора Уразбаева дорога становится не просто символом пути, поиска и обретения себя, но и местом столкновения сил добра и зла. Директор станции техобслуживания Трунов (как всегда точный и убедительный Никита Михалков) однажды попадает в засаду, устроенную инспектором ГАИ Петром Зыкиным (несомненно, одна из лучших ролей Сергея Никоненко). Петр Зыкин на поверку оказывается оборотнем с полосатым жезлом – он во что бы то ни стало стремится оштрафовать могущественного нарушителя, не желая уладить дело миром. Проштрафившийся директор начинает войну с оборотнем. Перед Труновым стоит, казалось бы, простая задача - воспользоваться своими связями и "поставить на место" не в меру ретивого милиционера... Но оборотень Зыкин обладает недюжинной силой. Даже пониженный в должности, он не намерен изменять своим принципам: "Если я на своем месте такой, другой на своем месте такой же, то может и станет как надо". Никоненко невероятно убедителен в роли оборотня с обращенным внутрь себя безумным взглядом. Даже свой досуг его герой проводит не на субботнике в подшефной сауне, а на спидвейном стадионе (именно там звучат его знаменитые слова: «А я все равно его по большому сделаю»). Как всегда, хороши в ролях второго плана Олег Ефремов и Николай Парфенов. Поражают воображение напряженные, мастерски прописанные Александром Бородянским диалоги, разошедшиеся на цитаты. Чего стоит только хрестоматийное: «Фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные». Все эти детали складываются в единую картину – прекрасное роуд-муви о путешествии героев внутрь себя, об открытом столкновении и загадочном взаимопритяжении.

6 Трое на шоссе

Анатолий Бобровский, запускаясь в 1983 году на «Мосфильме» с картиной по одноименной повести знаменитого Владимира Кунина (автора легендарной «Интердевочки»), конечно, не скрывал источников вдохновения. История двух шоферов-дальнобойщиков, подсадивших в машину случайную попутчицу – хрестоматийный сюжет роуд-муви. Достаточно назвать «Они ехали ночью» Уолша или «Роуд-муви» Джозефа Стрика, подаривший название жанру. И здесь перед нами та же история… Старые друзья - шоферы большегрузного автомобиля Виктор Карцев (великий Армен Джигарханян) и Сергей Пушкарев (лиричный Вячеслав Невинный) - отправляются в долгий путь из Москвы в Закарпатье. Карцев (Джигарханян необыкновенно хорош в роли брутального стареющего мачо) оставляет в городе сына, невестку, внучку. У Пушкарева нет никого, кроме верного друга-напарника. Тем больнее для него ситуация, в которой он должен делиться другом со случайной попутчицей. Юная медсестра Лена (прелестная Тамара Акулова скупыми красками передает все очарование молодости, недалекости и красоты) влюбляется в мужественного Карцева и отправляется в дальний путь за шторкой на задней полке кабины грузовика. Понятно, что в сексистской эстетике, доведенной до высшей точки накала опытным Бобровским, это испытание, ниспосланное героям, не может закончиться добром – женщине не место в кабине грузовика, как и на корабельной палубе. Медсестра в таком кино – традиционно низовой персонаж (в терминологии роуд-муви – плечевая), и Бобровский не делает исключения для героини Акуловой, уравнивая ее с потерявшей себя официанткой из фильма Уолша и зловещей проституткой из картины Стрика. Пожалуй, только Грегг Араки в «Обреченном поколении» попытался преодолеть этот стереотип мужского шовинизма. У Бобровского третий на шоссе оказывается лишним, а место рядом с водителем достается Лене дорогой ценой…

7 Двойной обгон

До этой картины режиссер Александр Гордон оставался в кинематографической тени своего знаменитого шурина. Но «Двойной обгон» сделал Гордона по-настоящему знаменитым – уже в премьерном сезоне 1984 года на фильм пришло почти 27 млн. зрителей. Это и неудивительно – перед нами беспроигрышное сочетание роуд-муви с криминальным боевиком, прекрасно закрученная и разыгранная яркими актерами (тут и Георгий Мартиросян, и Юрий Назаров, и Александр Коршунов в запоминающейся роли Лёньки, и совсем еще юная дочь режиссера Катя Тарковская) полуторачасовая погоня. …На двух шоферов-дальнобойщиков нападают матерые преступники, тяжело их ранят и угоняют трейлер с дорогостоящим грузом, чтобы доставить его за сотни километров воровской шайке. За похищенной машиной устремляется инспектор ГАИ капитан Маджиев (этой ролью фактурный Борис Химичев открыл галерею своих милицейских персонажей). Весь фильм представляет собой потрясающую кинематографическую погоню, построенную на принципе каскада аттракционов. Чего стоит только сцена, когда фура с преступниками на полном ходу подъезжает к белой «Волге», в которой развалился главарь мафии, поджидающий товар. Проходят считанные доли секунды, и угонщики выскакивают из грузовика, вышвыривают мафиози из машины, разгоняют красавицу «Волгу» и скрываются в эффектном облаке пыли… Но мужественный Маджиев не теряет выдержки и продолжает преследование под песню великого Андрея Макаревича, исполняемую на английском языке… На ум невольно приходят «Точка исчезновения» и «Угнать за 60 секунд» (конечно, оригинал а не неловкий ремейк с Николасом Кейджем), но, думается, мастера знаменитой каскадерской группы Филатова в «Двойном обгоне» превзошли трюкачей из этих классических фильмов-погонь.

8. Лучшая дорога нашей жизни.

Потрясающее роуд-муви режиссера Александра Воропаева вышло на экраны в 1984 году. В эти годы, предшествующие большой смуте, все больше людей задавались вопросом о целесообразности строительства Байкало-Амурской Магистрали – главной стройки СССР. И картина по сценарию Левашова дала убедительный ответ скептикам. Ведь дорога - это сама жизнь. А жизнь в оправдании не нуждается… Начинается фильм с того, что главный герой Феликс Прудников (потрясающий Борис Невзоров) выезжает на большую стройку - БАМ. Именно здесь, на БАМе, встретившись с настоящими трудностями, он сможет проявить лучшие черты своего характера, найти ему свое место в жизни. Своей преданностью делу он завоевывает доверие товарищей (в актерском ансамбле блистают такие звезды как Александр Феклистов, Николай Олялин, Александр Галибин, Анна Твеленева) и становится комсомольским вожаком. Невзорову в роли Прудникова удалось показать главное, что составляет суть роуд-муви как жанра. Строя дорогу в никуда, Прудников одновременно идет своим внутренним путем. Это уникальное Дао, подчеркнутое близостью гусиноозерских святынь и причастностью БАМа к истории российской Строительной Жертвы (первая зэковская ветка БАМа стала частью этой традиции, включающей, помимо прочего, сооружение Николаевской дороги и Беломорканала), полностью исключает необходимость рационального обоснования… Остается только Путь, радость, и тревога… Тревога,
Что не повторятся никогда
Десять лет, что отданы Отчизне,
По которым ниткой пролегла
Лучшая дорога нашей жизни.

9 Дорога к себе

Эта киноповесть об обретении себя молодым человеком стала дебютом Олега Викторова на Свердловской киностудии. Режиссеру удалось создать действительно классическое роуд-муви – киноповесть о долгой и трудной дороге к себе. Раскрытию этой темы в немалой степени способствует режиссерская манера Викторова – это абсолютный предметный, сюжетный и повествовательный минимализм… Фильм начинается с того, что юный Веня Сидельников, задыхающийся в мещанской атмосфере семьи, тайком от родителей уезжает на большую стройку. С ролью Вени Сидельникова прекрасно справился Владимир Шевельков – совершенное воплощение девичьих грез, которому еще только предстояло стать лучшим гардемарином страны. Встреча юноши с настоящими трудностями - а это и недоверие начальства (блестящая роль Михаила Пуговкина), и настороженное отношение работяг, и необходимость выбирать между двумя красавицами, сражающимися за сердце героя (особенно хороша привычная в роли «голубой героини» Марина Яковлева) - выявляет лучшие черты его характера, помогает ему найти свое место в жизни. Именно бесконечная стройка в непролазной таежной грязи становится для Сидельникова воплощением объективного и благого хода вещей, и зритель вместе с героем как бы взлетает над загадочным производственным долгостроем под звуки бархатного тенора Леонида Серебренникова. Прокатная судьба картины оказалась неудачной. Зрители предпочли вышедшую в тот же год на экраны очередную семейную мелодраму «Долгая дорога к себе» с Евгенией Симоновой и Николаем Караченцовым. Вероятно, «Дорогу к себе» многие посчитали укороченной, короткометражной версией «Долгой дороги к себе». К сожалению, Олег Викторов не выдержал провала своей дебютной работы и ушел из кино, навсегда оставшись в его истории автором прекрасного роуд-муви.

10 Утреннее шоссе

Потрясающая история о том, как полный сил и здоровья, благополучный человек на пороге своего сорокалетия оглядывается на прожитый путь. В прошлом у Антона Клямина – карьера знаменитого футболиста. Сейчас он - водитель такси. А впереди – дорога, которая заставит его предъявить к себе жестокий счет и платить по нему дорогой ценой. Фильм поставлен на Одесской киностудии в 1988 году по мотивам одноименного романа Ильи Штемлера. Клямин (яркая роль опытного Родиона Нахапетова) соглашается на легкий заработок – за три тысячи рублей неофициально перевезти в горы партию сгущенного молока. По пути он берет попутчицу, везущую могильный камень. Это зловещий знак – предвестник аварии. И вот машина летит в кювет, банка со «сгущенкой» дает трещину и герой понимает, что везет наркотики... Тут же обнаруживает себя и "Мерседес" мафии, тайно сопровождающий груз. Антону предлагают войти в долю, он отказывается и становится заложником нарокодельцов. Гибель взрослой дочери Клямина от рук бандитов заставляет его принять неожиданное для самого себя и для зрителей решение… Режиссер этого роуд-муви Валерий Федосов получил широкую известность и как фотограф, прославляющий в своем творчестве спецназ России. Незабываемы его фотопортреты начальника управления нелегальной разведки Первого главного управления КГБ СССР Юрия Дроздова, первого командира "Вымпела" Героя Советского Союза Эвальда Козлова, руководителя группы "А" Героя Советского Союза генерал-майора Геннадия Зайцева, преподавателя легендарных Курсов усовершенствования оперативного состава (КУОСа) и одновременно офицера "Зенита" Бориса Плешкунова, ответственного секретаря Федерального антитеррористического комитета генерал-лейтенанта Владимира Козлова и многих других.


Такова моя 10-ка лучших роуд-муви. А есть ли у вас любимые дорожные картины? Какие, интересно было бы узнать?
Tags: рейтинги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 46 comments