cat_can_dance (cat_can_dance) wrote in kinoclub,
cat_can_dance
cat_can_dance
kinoclub

Categories:

"Ласточки прилетели" Аслана Галазова

 На этой неделе, мимоходом завоевав очередной фестивальный приз (гран-при КФ "Дебошир" в Санкт-Петербурге), на российские экраны скромно вышел фильм Аслана Галазова "Ласточки прилетели". Скромно - потому как прокат ограничен, а рекламной кампании не заметно вообще. Между тем, картина, безусловно достойна внимания хотя бы потому, что дебют никому ранее неизвестного режиссера из Северной Осетии вызвал интерес стольких фестивалей: сходу завоевал гран-при на "Духе огня" в Ханты-Мансийске, отметился вне конкруса на Кинотавре и ММКФ и поехал покорять зарубежные площадки, в т.ч., Монреаль. Во время показа на днях русского кино в Берлине фильм вызвал такой интерес публики, что был закуплен для проката в Германии. Возможно, причина успеха в том, что редкий режиссер сегодня решится говорить на столь серьезную тему, да еще так искренне и просто, я бы сказала - интеллигентно, цитируя Бодлера, не прячась за феерией визуальных эффектов и шокирующих подробностей или мудреным сюжетом. 

Аннотация. «Ласточки прилетели» -  исповедь человека, обрекшего себя на вечную ложь и медленное саморазрушение. Главный герой, Константин (или, по-дружески – Пик) – преподаватель зарубежной литературы в университете, тонкий знаток поэзии эпохи декаданса, страдает губительным недугом – наркотической зависимостью.

Эта зависимость делает его тайным обитателем городского дна,  звеном наркоманской «системы», посетителем грязных притонов, «на безрыбье» не брезгующим «обмывками». Ломки в отсутствие «лекарства» дополняются тем адом, который создает в душе героя его двойная жизнь, ибо он вынужден лгать всем, кого любит (или – любил когда-то) – родителям, друзьям, коллегам. Но у этой внешней  двуличности есть и третья грань: существует еще и третий Пик, как сторонний наблюдатель, «внутренний голос», который скрупулезно регистрирует собственное падение, обличает каждую новую ложь, мрачно и беспристрастно анализирует  свое состояние, действия, мотивации. И делает это с той точностью и метафоричностью, которая доступна только литератору и поэту ("..и твое верное черное солнце неотступно следует за тобой...").  
 

Несколько своих мыслей. Глядя на умное, тонкое, интеллигентное лицо героя, недоумеваешь – как же он оказался в этой клоаке? То, что Пик «не такой», чувствуют и его «собратья по несчастью». Авторы оставляют предысторию за кадром и не дают четкого ответа на вопрос «почему». Герой находится в том возрасте, когда человеку свойственно анализировать прожитый этап жизни и задаваться экзистенциальными вопросами. И кто виноват, если в этот момент человек осознает, что он так и не построил дом, не посадил дерево и не родил сына?.. И как глубоко этот человек будет переживать свой кризис, и сможет ли его преодолеть? Наркомания – метафора идеального общества потребления, где главная ценность – удовольствие здесь и сейчас, а не созидательность и стремление к какому-либо развитию и совершенствованию.  И может быть, именно потому герой вызывает сочувствие и симпатию, что он остается честен с собой, что в отличие от других обитателей «дна» он не нашел в кайфе высшей ценности, что продал божеству вечного наслаждения тело, но не душу. И именно в этом – его призрачное спасение... 

 Действие в фильме разворачивается с непривычной для современного кинематографа неторопливостью. Режиссер фиксирует  внимание на деталях (скрип качелей, детские голоса, как сквозь сон долетающие до слуха героя, ночной лай собак, панорамы неспешной и простой жизни провинциального города, веселые разговоры в дружеской компании, где молчаливо присутствует  Пик, словно по привычке, словно лишь физической своей оболочкой). По словам режиссера, именно так ему хотелось снимать картину – вдумчиво и не торопясь. 

Еще пара слов о фильме. Роль Пика потрясающе сыграл человек, никогда ранее в кино не снимавшийся. В обычной жизни он, так же, как и его герой – филолог, преподаватель университета. Приятно удивляют также несколько ярких эпизодических персонажей, которые придают отдельным сценам истинно кавказский колорит и темперамент.

И еще один занимательный факт: музыку к фильму написал Ширвани Чалаев, симфонист, народный артист России и Дагестана, автор партитуры к гимну республики Дагестан.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments