desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Жизнь других / Lives Of Others

Притча об одиноком рыцаре

Историческое кино традиционно считают аналогом костюмированного фильма, что, очевидно, далеко от действительности. В костюмированном фильме очень часто туалеты и декорации затмевают актеров и режиссуру: важно не столько художественное качество, сколько антураж. Такой жанр представлен преимущественно тяжеловесными, перенасыщенными пафосом и массовыми сценами, откровенно скучными картинами. Но история истории рознь. Ведь есть двадцатый век, который по насыщенности событиями превосходит все предыдущие эпохи. И фильмы об этом невероятном времени являются, безусловно, историческими, но все еще остаются остро злободневными. Произведением именно такого плана является «Жизнь других» — полнометражный дебют 34-летнего Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Старт оказался более чем удачным — в этом году фильм был отмечен «Оскаром» как лучшая иностранная лента.

В «Жизни других» нет художественных новаций. Это реалистическая драма на до настоящего времени щепетильную тему спецслужб времен коммунизма. Точнее, об одной из самых страшных тайных полиций Восточного блока — гэдээровской Штази.
Перед фон Доннерсмарком стояла довольно сложная задача. Можно было очень легко удариться либо в разоблачительный тон, либо в ностальгический восторг; в обоих случаях сугубо художественные задачи были оттеснены на задний план политической заангажированностью. Однако режиссер избежал этой опасности, сосредоточившись не на конфликте человека с системой, а на противоречиях внутри самого человека. Причем фон Доннерсмарк пошел самым трудным путем. Имея трех главных героев: успешного драматурга Георга Дреймана (Себастьян Кох), его жену, известную актрису Кристу-Марию (Мария Сайланд) — оба из гуманитарной элиты ГДР, умеренные диссиденты, — и агента Вейслера, которому поручено присматривать за супругами, — постановщик сосредоточился именно на личности «штазиста».

Вейслера играет один из самых лучших современных немецких актеров Ульрих Мюхе, исполнительский диапазон которого поражает: ему подвластны образы как жертв (австрийский триллер «Забавные игры»), так и палачей. В «Жизни других» он и играет палача — абсолютно безжалостного, бездушного слугу режима, не человека, а идеальный инструмент для расправ над инакомыслящими. И игра Мюхе, и мастерская режиссура делают перерождение этого солдата партии естественным. В его принципиальном сознании происходит настоящий перелом, так как собственно сами принципы вступают в противоречие с истинными целями репрессий, которые на самом деле являются средством для удовлетворения сугубо личных прихотей обнаглевших от всевластия коммунистических бонз. Спасая Дреймана, Вейслер фактически спасает себя самого от окончательного озверения. Он делает первый в своей жизни шаг по собственной воле — тем более мужественный, что о нем никогда никто не узнает. Он так и останется таинственным отшельником, вечно «другим», без ни единого шанса даже на посмертное признание, хотя его поступок значит не меньше, а может и больше, чем борьба Дреймана и его соратников по диссидентскому движению.

История, показанная именно в таком ракурсе, всегда будет оставаться актуальной.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments