SashaS (aleksashas) wrote in kinoclub,
SashaS
aleksashas
kinoclub

12 (Двеннадцать!). НтритэМихалков

Магия числа 12 издавна манила писателей, сказочников, аферистов и режиссеров. 12 угрюмых мужиков некогда собирались на заснеженной поляне пить водку без лимона и травить байки про баб, баню и охоту возле вздымающегося до самых крон елей костра в ожидании девочки из социально неблагополучной семьи, рыскающей в предновогодней чаще в поисках ароматных цветов; злодейский замысел толкнул предчувствующююо структурные общественно-экономические катаклизмы дворянку рассортировать семейные ценности по 12 стульям... С.Михалков не будь дурак тоже польстился на волшебное число, решив языком цифр и характеров рассказать историю и настоящее нашей страны. Благо выбранная форма позволяла не только отразить метущуюся бескрайнюю русскую душу и симпоматичные тенденции жизни родины, но и утвердить салонную общность мировоззрения с американской киноакадемией. Как известно, использование в фильме тезиса "обстоятельства требуют, решаешь всегда ты", является серьезной заявкой на Оскара. Если же вдруг в фильме затронута тематика этнического конфликта с ущемлением интересов малого народа и несправедливость тягостных дней и все приправлено идолом свободы выбора, то уже можно как минимум подбирать добротный фрак и нести усы на завивку в ожидании предстоящей церемонии.



12 присяжных собираются с целью вынести приговор по делу о чеченском подростке, подозреваемом в убийстве приемного отца-оставного офицера ВС РФ. Все факты на лицо! Редкий кинжал - орудие убийства, слышаный соседом яростный вопль тинейджера "я-убью-тебя, сцуко", два свидетеля, увидевшие недостойного отрока в момент подлой расправы над приютившим его славянином, а после кометой промчавшегося прочь с места злодеяния. Закусив бутербродом и хлебнув минералки, походя освоив нехитрый инвентарь спортзала, где вынужденно проходит заседание, 12 садятся за стол, чтобы единогласно вынести обвинительный приговор и отправиться жить свои разные жизни. Однако находится среди них личность, которая не просто посмотрела в зале суда отрывок из криминальной хроники и, испытав терапевтический катарсис, поскрыпела зубами от человеческой низости, но муж, что вслушивался и вдумывался в происходящее. Увидев в судьбе чеченского подростка Умара аналогию со своей жизнью, скромный с виду инженер, как позже оказывается, имеющий за спиной обыт бомжевания, пьянства и многочисленные приводы в ОВД, с чувством острой вины за то, что идет против большинства, тихонько начинает свою отповедь, постепенно крепчая голосом и начиная взывать к разуму собравшихся зрителей. Осмелев, он выкладывает перед ними результаты проведенного им расследования, которые ставят под сомнение доводы следствия и прокуратуры.

Речь героя постаревшего Маковецкого порождает цепную реакцию и каждый из 12 участников заседания веерно детонирует, изменяя своему первоначальному мнению и неожиданно обнаруживая, что в жизни каждого было место суду, личной драме, невнимательному отношению или милосердию окружающих, расскаянию. "Не спрашивай по ком звонит колокол, - повторил вслед за Хемом, повторившим за Доном, Михалков, - Он звонит и по тебе, сцуко".

Окончание одной исповеди, облегчающей слезами сердце участникам заседания и раскрывающей перед собравшимися мистическое родство людских душ, порождает всплеск активности следующего заседателя. Копирайтер бы заметил: "... и судьбы 12 соотечественников постепенно образуют образ нашей эпохи, образ России начала 21 века, впитавшей в себя остатки уходящего советского союза и абрис нового общества. Это история про жизнь. Это история - про каждого из нас...". И будет по-оскаровски прав и будет встречен как обстоятельный и тонко понимающий материю собеседник в куллуарах киноакадемии. Потом его даже может возьмут с собой на афтапати без галстуков - на виллу с бассейном: нюхать кокаин под виски и вперемешку трахать несовершеннолетних имигранток из Мексики и юных актеров из Оклахомы.

Вообще сам фильм оставляет ощущение рождественской недосказанности, детского уюта и чего-то большего, чему оказывается тоже есть место в нашей жизни. Хочется сразу принять какое-то важное решение и повесить на стену стикер, чтобы назавтра не забыть, что ты проснулся уже другим человеком!

Интересно было снова увидеть на экране камерность и театральность, которые присутствовали в добротных старых фильмах вроде Иронии судьбы или Покровских ворот... Сильный актерский состав, который собрал режиссер, и мастерство игры в рассказываемых актерами историях, завораживают. Такую игру и такую проработку и постановку вообще больше шансов увидеть именно в театре, чем в кино. 12 личностей, 12 осязаемых судеб, в которые веришь, 12 эмоциональных характеров - для жизни, и даже для кино - переизбыток, которому не веришь. Театр со своими допущениями и 4 стеной только и может себе позволить подобную аккумуляцию художественности на минуту действия.

Детали жизни сегодняшней России - вроде готовых ко всему пенсионеров, таскающих с собой в дорогу набор свечек, старый будильник и - наученные горьким опытом - сиденье от унитаза, выявляют пропасть между нашими соотечественниками и рядовым западным пассажиром, и заставляют гордо улыбнуться, представив, как бы повел себя в ситуациях, к которым готов земляк с Металлстроя, запакованный в целофан 60-летний турист из Вашингтона.

Кино, снятое Михалковым, всегда рассматривается, прежде всего, как что=то новое от Никиты. И на этот раз он остался верен себе, сняв добротное, крепко сбитое, с юридической точностью законченное произведение.

За исключением просыпавшейся несколько раз скуки и западной идейной лощенности и политкорректности смотреть было приятно. Хотя под титры как всегда после авторских работ Н.С.Мих-ва осталось ощущение, что где-то и в чем-то меня опять мастерски наебали. Но даже здесь не сильно хочется выяснять это, потому что наебали по высшему классу - просто глаз не оторвать. Чистая работа, старик!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments