desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Королевство / The Kingdom

Глобалистский боевик о нестрашной войне

«Королевство» начинается своеобразной тематической лекцией: открытие залежей нефти на Аравийском полуострове, история экономических кризисов, войн, борьба интересов, теракты, 11 сентября — вплоть до наших дней. Толчок сюжету дает нападение смертников на лагерь для американских граждан, которые работают на нефтяных месторождениях Королевства. Стрельба, взрывы, масса жертв. Чтобы расследовать масштабное преступление, ФБР отправляет четырех своих агентов. Работать им приходится в невероятно сложных условиях, среди враждебного населения, в постоянном конфликте с властными структурами, еще и под прицелом террористов.

Само же «Королевство» является чем-то наподобие глобалистского боевика. Глобализм заключается в том, что значительную часть времени герои тратят на то, чтобы добиться хоть какого-то взаимопонимания, преодолеть цивилизационную бездну ради общей цели — найти и обезвредить преступников. Сразу бросается в глаза, что фильм сделан под ощутимым влиянием Майкла Манна — одного из самых талантливых голливудских фильммейкеров — его захватывающая лента «Соучастник» (2004) с Томом Крузом в нетипичной роли хладнокровного убийцы шла в нашем прокате. Собственно, Манн выступил в качестве продюсера «Королевства», режиссер Питер Берг сыграл эпизод в упомянутом «Соучастнике», а любимый актер Манна, Джейми Фокс, исполняет главную роль лидера группы эфбээровцев, Рональда Флюри. У Манна также заимствована подчеркнуто репортажная манера съемки с подвижной камерой, энергичные диалоги, эмоциональная сдержанность — на надувание щек и излишний пафос у персонажей просто нет времени. Постановка сцен столкновений и погонь, — например, длительной перестрелки в конце фильма, — близка к виртуозной; здесь есть не только увлекательность, но и атмосфера опасности, что мейнстримным режиссерам удается далеко не всегда.

Актеров Берг подобрал соответствующих — и Фокс, и его партнеры, такие, как Крис Купер (имеет в заделе роли в преимущественно драматических картинах «Сириана», «Капоте», «Адаптация») или Дженнифер Гарден, работают четко, точно, выдерживают именно тот баланс характерности и драматизма, который здесь нужен. А вот в сюжетной основе есть огрехи. Фактически, террористы сами приводят спецагентов к своей базе, устроив довольно бессмысленное нападение. И Берг здесь скатывается в банальность батальных стандартов — показывает очередную сказку о четырех смельчаках, которые вот так просто одолевают засевшую в многоэтажке армию с пулеметами и базуками. Но ведь задача картины была несколько иной — показать дурную бесконечность и ужас войны террора и войны против террора, ведь недаром из уст антагонистов жутким эпилогом фильма звучат одинаковые слова «Ми убьем их всех». Вместо этого имеем очередную оду во славу американского оружия, а вот ужаса и горя нет, хотя должны бы быть, — гибели одного лишь друга гостей, саудовского полковника Аль Гаге (Ашраф Баргом), для этого явно мало. Финальная сентенция дробится на малоболезненные уколы — а должен бы быть прямой удар в лицо, шок: «Мы убьем их всех». Другими словами, когда уже идет война и снимается кино против войны, — то кино должно быть страшнее войны, потому что только так есть шанс прекратить кровопролитие или вынудить публику над этим как следует задуматься. Но для этого, по-видимому, надо иметь режиссерское дарование несколько иного уровня.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments