desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

«Отважная» / "Brave"

Кино имени Джоди Фостер

Трудно согласиться с жанровым определением нового фильма «Отважная», который почему-то называют триллером. Это, скорее, драма или даже мелодрама. По крайней мере, начинается картина именно так.

Влюбленная пара ньюйоркцев, радиоведущая Эрика (Джоди Фостер) и ее бой-френд, врач Дэвид, попадает в беду в Централ-парке. На них нападают трое бандитов. Эрика, хоть и избита до потери сознания, выживает, а Дэвид погибает. Придя в себя, героиня Фостер пытается бороться с чувством потери и со страхом. В слезоточивых моментах в начале фильма недостатка нет. Чтобы справиться хотя бы со страхом, Эрика покупает пистолет. И вскоре после этого сюжет, наконец, приобретает некоторые черты триллера. То есть Эрика начинает регулярно попадать в ситуации, в которых нужно применять пистолет. И она его применяет. Раз, потом еще, и еще. Ее переживания усложняются, в народе ширится молва о таинственном «мстителе», а городская полиция сбивается с ног.

В целом, Голливуд — сфера жестких стандартов. Согласно этим стандартам, например, если события происходят в Нью-Йорке, то фильм должен быть хотя бы с налетом интеллектуальности, с мрачной атмосферой и эмансипированными неординарными женщинами в качестве главных героинь. Что ж, этих правил режиссер Нил Джордан придерживается. Точнее, за интеллектуальное наполнение отвечает тот из сценаристов (Родерик Тейлор, Брюс Тейлор, Синтия Морт), кто написал для Эрики действительно хорошие и изысканные тексты выступлений на радио, где она ведет программу, посвященную городу Большого Яблока. Эти небольшие монологи — настоящие признания в любви Нью-Йорку, своеобразные заметки городского фанатика.

Другое преимущество фильма — работа Джоди Фостер. Еще со времен дебюта в «Таксисте» Скорсезе как-то так повелось, что лучшие роли она играет именно в таком, жестком или даже жестоком кино. Это действительно настоящий актерский феномен, достойный отдельного исследования. Фостер создает на экране образы таких вот внешне вечно юных, даже инфантильных, обманчиво хрупких женщин, которые как будто притягивают к себе самое грубое насилие, или провоцируют его, или принимают в нем участие. Если и можно охарактеризовать такое амплуа парой слов, то лучше всего подойдет что-то вроде определения «опасная жертва». Джоди Фостер умеет передать тревогу, ужас, ненависть, однако и другие оттенки эмоциональной палитры ей подвластны, и она ими пользуется сполна, фактически спасая фильм. Потому что по всем другим параметрам творение Джордана никоим образом выдающимся не назовешь. Это тем более обидно, поскольку среди достижений этого режиссера ирландского происхождения — трагикомедия «Завтрак на Плутоне» (2005) с прекрасным Силлианом Мерфи в главной роли, сенсационное «Интервью с вампиром» (1994), а за сценарий к ранней картине Crying Game (1992) Джордан вообще получил «Оскара».
Однако создается такое впечатление, что в этой ленте автор позволил себе расслабиться, что ли. Множество штампованных режиссерских ходов, много банальностей как актерских, так и операторских. Есть проблемы и с драматургией: способность Эрики попадать в рискованные ситуации, которая у нее появляется после покупки пистолета, ничем не обоснована. Возможно, героиня фильма действительно получила этакий сверхъестественный дар — оказываться со своим «стволом» в нужном месте и в нужное время, может, сама судьба возложила на нее миссию мстительницы, но это нужно было как-то показать, акцентировать, чем-то подтвердить. Фактически, эту работу вместо режиссера проделывает сама Фостер — придавая образу Эрики необходимую провокативность. И даже после этого остается банальный, но тем не менее всегда актуальный вопрос: о чем собственно фильм? О мести? О том, что Нью-Йорк — опасный город? О том, что насилие — это плохо? О том, что жестокость на улицах — это большая проблема? Истории такого толка всегда имеют в развязке четкую и недвусмысленную, как говорится, мораль; мораль же «Отважной» остается размытой, не выписанной.
Впрочем, с этой картиной тот случай, когда можно говорить о фильме в фильме; внутри посредственной ленты Джордана заключается интересное и незаурядное кино Фостер. И вот этот второй фильм — посмотреть стоит.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments