desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Поезд на Юму» / 3:10 to Yuma, реж. Джеймс Мэнголд

История сентиментальных ковбоев

Давно уже прокатчики не баловали зрителя старым добрым вестерном. Поэтому, как только «Поезд на Юму» (3:10 to Yuma) вышел на американские экраны — он сразу же попал в первую пятерку по кассовым сборам (и, похоже, надолго в ней закрепился). У нас, очевидно, фильму тоже будет уделено немало внимания, хотя вестерн, по традиции, остается здесь экзотичным жанром.

44-летний режиссер «Поезда» Джеймс Мэнголд — настоящий профи, из той породы крепких середняков, на которых, собственно, и держится Голливуд. Почти каждый его фильм собирает довольно большую аудиторию, и, опять-таки, в каждой его ленте неизменно задействованы звезды. Настоящим прорывом стала его картина «Полицейские» (1997) с абсолютно нетипичным Сталлоне в роли уязвимого копа-неудачника. Другая особенность — Мэнголд одинаково свободно чувствует себя в любом жанре: среди его работ есть и гламурная мелодрама («Кейт и Лео», 2001), и триллер («Идентичность», 2003). Но, даже при этой всеядности, главная тема режиссера — изменения, происходящие в отношениях и характерах главных героев, этакие парадоксы поведения, когда, казалось бы, совершенно предсказуемый персонаж под воздействием тех или иных обстоятельств начинает действовать весьма неожиданно.

«Поезд на Юму» — это история противостояния ветерана гражданской войны между Севером и Югом, фермера Дэна Эванса (Кристиан Бэйл) и неуловимого жестокого бандита Бена Уэйда (Рассел Кроу), наводящего страх чуть ли не на все Тихоокеанское побережье. Эпизодические роли тоже отданы незаурядным исполнителям: ближайшего соратника Уэйда по имени Чарли играет мастер неврастенических образов Бен Фостер (эффектная роль психопата Мазурски в драме «Альфа Дог»), а одного из стражей порядка — легендарный Питер Фонда, кажется, обреченный на роли вольных байкеров, шерифов и ковбоев.

Ситуация проста: Бена Уэйда, которого арестовали почти случайно, нужно доставить в другой город и там посадить в поезд, идущий в Юму, где его упекут в тюрьму, а после казнят. Конвоировать знаменитого бандита среди прочих берется и Эванс — ради денег, которые крайне необходимы его семье. Дело опасное, если не сказать — безнадежное, потому что банда Уэйда — настоящие отморозки и меткие стрелки, а порядок в прериях защищать некому.
Собственно, подробности приключения — это лишь один уровень истории. Сцены столкновений, перестрелок, погонь поставлены эффектно и качественно, но есть еще и другой, не менее важный момент — это трансформации, происходящие внутри главных антагонистов. Мотивации и, соответственно, поступки Эванса и Уэйда во время этого смертельно опасного путешествия претерпевают серьезные изменения. Эвансу уже важны не столько деньги, сколько сам принцип: доставить Уэйда к поезду — значит, доказать силу закона и остаться чистым перед собственной совестью; поддаться угрозам или подкупу — погубить себя. А вот с тем, кого он сопровождает, далеко не все в порядке. Остается непонятным, почему Уэйд в конце концов начинает помогать Эвансу, фактически переходя на сторону последнего. Кроу — прекрасный актер, он как будто создан для таких сложных ролей; но, кажется, рисунок этого образа, заданный режиссером, так и не дал ему возможности найти собственный ответ на этот вопрос. Мэнголд, очевидно, претендовал на создание не просто вестерна, а психологической драмы в антураже Дикого Запада. Не дотянул, кажется, всего чуть-чуть: не смог должным образом передать сверхважный момент перелома в душе Уэйда. Если бы это режиссеру удалось — тогда можно было бы, кроме всего прочего, простить ему некоторые огрехи драматургии, а картина бы вышла по-настоящему жесткой и пронзительной. Однако имеем историю о сентиментальных ковбоях, неплохую, но и не великую.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment