desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

Halloween / Хеллоуин Роба Зомби

Сказка про бедного Майкла

Весть о том, что режиссером фильма «Хеллоуин» (который в свою очередь стал римейком одноименного классического хоррора Джона Карпентера) является Роб Зомби (настоящее имя — Роберт Бартл Каммингс), не стала сенсацией. Лидер довольно успешной американский группы «Белые зомби» начал кинематографическую карьеру с картины «Дом тысячи мертвецов» (2003). Потом были «Изгнанные дьяволом» (2005), завершившие историю героев предыдущего фильма. В этом году Роб принял участие в проекте Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус» с весьма остроумной короткометражкой «Женщины-оборотни СС». Однако именно «Хеллоуин» ознаменовал окончательный переход бывшего рок-музыканта в высшую лигу киноиндустрии ужасов и триллеров.

У сюжета Карпентера — давняя история: кроме изначальной дилогии 1978 года существуют еще две версии 1981 и 1998 годов; сам же молчаливый убийца Майкл Майерс в мертвенно-белой маске, вооруженный огромным ножом, вошел в число хрестоматийных хоррор-персонажей наряду с Фредди Крюгером («Кошмар на улице Вязов») и Джейсоном Вурхизом («Пятница, 13-е»).

Учитывая такую богатую предысторию, Зомби-Каммингс прибег к сценарным нововведениям. Он сосредоточился на ранних, детских годах Майерса, и решил максимально разнообразить этого героя. Даже более того, можно сказать, что это чуть ли не единственный не схематический, а более-менее многогранный персонаж во всем фильме. Все остальные — или отморозки (если это мужчины), или глуповатые хохотушки и истерички (если это женщины, разумеется). Немного не вписывается в этот ряд Малькольм МакДауэлл, который играет доктора Сэмюеля Лумиса, — несмотря на все штампы, которыми обрастает любой опытный исполнитель, мастерство все же дает о себе знать. Но, к сожалению, роль у него слишком короткая, эпизодическая.

Что же касается Майерса, то он в этом фильме впервые появляется без маски, и, более того, разговаривает — по крайней мере, в детстве. На роль маленького Майкла довольно удачно выбрали Дега Ферча — типажно очень интересного подростка, с припухлым, немного женственным лицом и тяжелым взглядом; это лицо уже само по себе — словно маска. Более того, с самого начала режиссер пытается тем или иным способом как-то оправдать Майерса. Во-первых, Майкл оказывается талантливым художником — делает роскошные маски. Во-вторых, нам во всех подробностях демонстрируют его трудные детские годы. Показывают отчима — психопата и алкоголика, старшую сестру-шлюху, одноклассников-мерзавцев, равнодушных учителей и тому подобное. Одним словом, бедный ребенок мучился-мучился, а затем взял и всех обидчиков поубивал — не только ради своего, но и маминого спокойствия, ведь маму и младшую сестренку мальчик любит. Сами сцены убийства поставлены разнообразно (хотя с сопровождающей их оркестровой музыкой явный перебор) — это Зомби умеет. Но само кровопролитие выглядит не очень страшно. Скорее — эффектно. А само дитятко остается спокойным, и, кажется, совсем не понимает, за что его упрятали в психушку. Там, понятное дело, далеко не весь персонал является образцом добропорядочности. Но даже когда уже взрослый Майкл (Тайлер Мейн) вырывается на свободу и начинает резать всех налево и направо, все равно его действия не выглядят ужасными — поскольку, как уже было сказано выше, его жертвы — это настолько упрощенные, плоские типажи, что их как-то и не жаль вовсе. Роб Зомби — чрезвычайно рациональный режиссер, поэтому вполне возможно, что именно такой эффект был им просчитан (насколько удачно — это другой вопрос). В то же время, чем ближе к развязке, тем назойливее автор пытается втемяшить зрителю мысль о том, что именно Майкл страдает больше всех. Что все его преступления — на самом деле поступки одинокого и подавленного ребенка, который жаждет понимания и любви и потому стремится найти единственного в мире близкого ему человека — свою сестру. Апогея адвокатские потуги Каммингса достигают в финале.

Иными словами, в «Хеллоуине» Роб Зомби полнее, чем в предыдущих картинах, реализовал свою склонность превращать главного злодея в чуть ли не самую большую жертву, заслуживающую зрительского сочувствия. Поэтому теперь к нескончаемой веренице хеллоуинских киносказок добавилась еще одна, не самая лучшая, но, безусловно, оригинальная.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments