desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

Вторжение / Invansion, реж. Оливер Хиршбигель

Вторжение похитителей тел: перезагрузка

Жанр триллера давно вышел из статуса малобюджетных пасынков Голливуда. Однако нова фнатастическая лента «Вторжение» — особый случай.

Главных героев — врача-психиатра Кэрол Беннелл и ее приятеля Бена Дрисколла играют звезды экстра-класса — Николь Кидман и Дэниел Крэйг. Неприятности начинаются с падения «шаттла», который принес на своей обшивке колонию удивительных бактерий, устойчивых как к космическому холоду, так и к сверхвысоким температурам. Вот собственно после этого героиня Кидман — с ее профессиональной внимательностью к эмоциональному состоянию окружающих — начинает замечать признаки некоего психологического «оледенения», которое охватывает с каждым днем все больше сограждан. Общественное, как это всегда бывает в американских фильмах, тесно переплетается с личным: судьбы мира зависят от спасения сына Кэрол, маленького Оливера, который имеет иммунитет против инопланетной напасти.

В целом, весьма известный, можно сказать даже хрестоматийный сюжет романа Джека Финнея «Вторжение похитителей тел» воплощен довольно профессионально. Не шедевр, конечно, но вполне добротная лента. Безусловно, дорогого стоит актерская работа Кидман, ведь ее героине приходится принимать вид бесстрастной неофитки; и эта игра на двух уровнях актрисе удается блестяще. Стремительный, резкий монтаж, полные движения эпизоды, сменяющиеся моментами напряженного ожидания, динамичная операторская работа выдают опытного постановщика. «Вторжение» — первая голливудская работа немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля, однако среди сделанного им на родине — параноидальный триллер «Эксперимент» (с Морицем Бляйбтроем в главной роли), ставший настоящей сенсацией европейского проката в 2001 году. Собственно, бунт маленького человека против организованной подавляющей силы, победа независимой личности над безликой системой угнетения — это, очевидно, центральная тема в творчестве Хиршбигеля. Так, его последней работой в Европе стала картина, посвященная падению Третьего рейха. Во «Вторжении» Хиршбигель также превращает межпланетный конфликт в политический: пришельцы, объединив людей в одно целое, устраняют тем самым причины для любых конфликтов. В результате в мире прекращаются войны и теракты, завершается оккупация Ирака и тому подобное. Одним словом, «наш мир лучше, чем ваш» — как говорит один из чужих. И хотя все же земляне берут верх, финал остается открытым — «нормальная» жизнь с войнами и терактами возобновилась, но и всеобщее примирение возможно только ценой потери свободы.

Самое интересное то, что это уже четвертая экранизация романа Финнея. Первая, черно-белая, осуществленная в 1956 году Доном Сигелом, стала своего рода классикой жанра и цитируется поныне (в частности, остроумно обыгрывается в одном из ранних фильмов Роберта Родригеса). Не менее известной является версия 1978 года (режиссер — Филипп Кауфман) с Джеффом Голдблюмом и Дональдом Сазерлендом в главных ролях. «Похитители тел» Абеля Феррари сняты в 1993-м. Сам автор романа умер два года спустя. Такую стойкость трудно объяснить одной лишь кинематографичностью сюжета. Финней писал свой роман в разгар «холодной войны», когда теории заговоров, тайных вторжений и прочий конспирологический бред крепко засели во многих головах. Однако, очевидно, ему удалось четко передать одну из самых главных фобий западного мира — страх потерять свою индивидуальность, растворить суверенное «я» в тотальном «мы». Поэтому вторжение похитителей тел будет повторяться вновь и вновь.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments