red_kosmopolit (red_kosmopolit) wrote in kinoclub,
red_kosmopolit
red_kosmopolit
kinoclub

Category:

Царство небесное / Kingdom of Heaven

Царство небесное

Грандиозный опус Ридли Скотта о времени крушения Первого Иерусалимского королевства (1187) напоминает кольчугу, сплетенную современным способом из средневековых колец. Перед нами будто гибрид: и исторический раритет, и новодел одновременно. Но как бы не морщились высокомерные критики, новодел Ридли Скотта всё же достоин уважения. Хотя бы своей беспрецедентной попыткой достичь исторической идентичности методами, абсолютно чуждыми современным павильонным технологиям. Рецензия на фильм "Царство небесное".

Царство небесное

Разве феодализм когда-либо соответствовал своему понятию? Возникший в Западнофранкском королевстве, развитый дальше в Нормандии норвежскими завоевателями, усовершенствованный французскими норманнами в Англии и Южной Италии, он более всего приблизился к своему понятию в эфемерном Иерусалимском королевстве, которое оставило после себя в «Иерусалимских ассизах» наиболее классическое выражение феодального порядка. Неужели же этот порядок был фикцией, оттого что лишь в Палестине он достиг на короткое время вполне классического выражения, да и то в значительной мере лишь на бумаге?
(Фридрих Энгельс. Письмо Конраду Шмидту, 12 марта 1895. т. 39, стр. 356)

История и видеотехнологии

Грандиозный опус Ридли Скотта о времени крушения Первого Иерусалимского королевства (1187) напоминает кольчугу, сплетенную современным способом из средневековых колец. Перед нами будто гибрид: и исторический раритет, и новодел одновременно. Но как бы не морщились высокомерные критики, новодел Ридли Скотта всё же достоин уважения. Хотя бы своей беспрецедентной попыткой достичь исторической идентичности методами, абсолютно чуждыми современным павильонным технологиям.

Два средиземноморских региона послужили ареной «Царствия небесного». Францию снимали в Арагоне, в реальном пейзаже покрытых еловыми лесами Пиренеев и королевского замка Лоарр XII века. Все здания и интерьеры найдены в южной Испании: дворец султана Абу Якуба XII века, Альказар и Касса де Пилатос.

Пустынные, каменистые пейзажи и оазисы пришли в ленту из Марокко. Там же были наняты 25–30 тыс. человек массовки, к которым присоединялись части марокканской армии — все сплошь прекрасные наездники. Для того чтобы снабдить декорации тысячью мелких деталей подключили штат в 80 местных ремесленников, английский кузнец преподал Блуму урок древнего кузнечного искусства, а из Мадрида привезли трёх женщин, которые сохранили рецепты времён Крестовых походов. Кроме того, мусульманские роли играли исключительно мусульманские актёры, такие как Гассан Массуд и Халед Набави. Яркий пример того, как продукт творчества начинает жить своей жизнью, и как художник скорее подчиняется объективной логике изображаемого, нежели собственным желаниям и плановым задачам прибыли.

Штурм Иерусалима выстроен операторами с помощью цифровых технологий. 2000 человек и 300 метров стены размножили в 200-тысячную штурмующую армию и стены, протяжённостью в мили. 120 каскадёров со всего мира объятые огнём слетали вниз головой со стен и лестниц. 56 человек находились внутри обрушивающихся штурмовых башен. Кажется, это новый рекорд.

Но как бы профессионально не относился Ридли Скотт к своей работе, его изделие всё же предназначено для как можно более широкой и многонациональной аудитории. Изрядная доля стереотипов неизбежно присутствует даже в голливудских шедеврах. Каково бы ни было уважение режиссёра к реальной истории, его собственная история должна поневоле содержать демократического героя (в данном случае кузнеца, превращённого в рыцаря), красивую любовь (не меньше, чем к королевской сестре), нескольких неисправимо-коварных парней и пару прекрасных проповедей, произносимых героем перед сражением. Плохое и хорошее в кинематографической истории, в отличие от реальной, обязано быть удобоваримо. Удобоваримость, в свою очередь, подтверждает нам: мы уже всё знаем, и нам нечему учиться.

Проблема лежит на ладони. Основой и фактурой действия у Ридли Скотта служит вовсе не инвариантное пространство fantasy, но конкретное историческое время, исторические социальные силы и персонажи. Именно они являются объектом и, одновременно, методом исследования, и в этом смысле любое общественное явление можно свести исключительно к истории. Поэтому какие-либо искажения здесь недопустимы даже в целях художественных задач. Да и какие художественные задачи могут сегодня стоять перед Голливудом?

Полностью читать: http://socialism.ru/cinema/review/kingdom-of-heaven

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments