red_kosmopolit (red_kosmopolit) wrote in kinoclub,
red_kosmopolit
red_kosmopolit
kinoclub

Categories:

Самый главный босс / Direktøren for det hele

самый главный босс

То, о чём мечтали только волшебники — свершилось. Ларс фон Триер встряхнулся «Самым главным боссом». Обозреватели привязали фильм к 50-летнему юбилею и возрастным депрессиям режиссёра. Но хочется верить, что Триер понял: если тянуть резину Догвилль-Мандерлей-Вашингтон и дальше, то подобная верность самому себе может легко обернуться онанизмом.

Фильм нужно смотреть, и читать рецензию «Самый главный босс»

Традиционные закадровые разглагольствования Триера, как и теоретизирования героя о сути комедии ничего здесь не значат — это бессмысленная болтовня. А вот появление Триера в оконном отражении действительно намекает на некий рубеж, на черту под которой должен нарисоваться и некий итог. Связан ли он каким-то образом с «Идиотами» (1997)? «Idioterne» был выстроен в рамках Догмы-95, и, безусловно, новый «Direktoren for det hele» практически принадлежит ей же. Почти принадлежит. Триер отказался как от ручной, так и от скрытой камеры. Он применил технологию automavision: компонуешь кадр, нажимаешь кнопку random, и компьютер сам выбирает фокусировку, угол освещения, сам «рвёт» кадр и прочее. Перед нами как бы Догма, но как бы и не Догма — как бы квази-Догма. Но Триер всё же возвращается к социальной сатире, к издевательству над буржуазным обществом, целомудренно обозначенному как комедия.

И, наконец, через 8 лет после «Идиотов» мы вновь видим Йенса Альбинуса в роли некоего Кристофера. В «Идиотах» же он играл Стофера. Теперь Кристофер — безработный актёр, свихнувшийся на теории Гамбини и монологе трубочиста, но в жизни не видевший фильмы Тарковского. Это ли не идиотизм? По ходу дела ему приходится выдавать себя за человека по имени Свенд. Именно так звали дядю Стоффера в «Идиотах»

В «Боссе» все представляют некие роли. Равн, будучи боссом, выдаёт себя за рядового сотрудника. Догадывающаяся об этом Нейди делает вид будто и не догадывается. Лиза ходит в маске защитника интересов сотрудников. Метте знает, что получаемые ею любовные e-mail должны лишь удержать её от увольнения, но продолжает играть в любовь. Кажется, и глава исландской фирмы-акулы Финнур тоже нанятый актёр. Чего стоит одно: «Здравствуйте, наконец-то мы встретились. Я — директор». Плюс к тому его исландская ругань на датчан (от которой датчане приходят в неописуемый восторг) и знакомство с Гамбини очень подозрительны.

Но любая игра имеет свой конец, и когда-то грим придётся смыть. И вот, Равн задумал фирму продать. Крупный исландский капитал готов эту фирму купить. Все, кроме Равна будут уволены, а право на IT-продукт останется у фирмы.

Что же может помешать этому?

Кажется, есть на свете дружба и права мелких собственников. Но Равн, взяв у друзей по 25000 с каждого и вложив их в дело, оформил всё как личный долг, а не как участие своих друзей в капитале. Более того, даже разработанный ими программный продукт уже не принадлежит им — они ведь формально сотрудники фирмы и просто исполняли свои профессиональные обязанности.

Добьются ли правды протестующие Спенсер и Йокумсен? Первый как автомат бормочет протест об условиях труда и как автомат уходит, не дождавшись ни ответа, ни реакции. А второй молча сидит в коридоре и ждёт, когда его пригласят в кабинет — и так 6 лет.

Возможно спасение в морали? Ведь Равн в сущности мягкий человек, хотя, одновременно, и циник. Босса он придумал потому, что некомфортно чувствовал себя в качестве дубинки. Но в финале он искренне раскаивается, хочет вернуть всё назад… однако изменить ничего уже не может.

Возвращение к истокам? Когда персонал за счёт фирмы выезжает на природу, в историческое место, упоминаемое в сагах викингов, то люди радуются как дети, сидят у камина, пьют коньяк, но

Был пир великий
У конунга в доме
Все веселились,
Конунга кроме…

Может быть знание? Вот Киссер целенаправленно выучилась на юриста, чтобы бороться с капиталом,.. и теперь в качестве юриста обслуживает этот самый капитал.

Тогда остаётся искусство, которое вечно? Кристофер как артист действительно способен и улучшить сумму контракта, и вскрыть правду, и вдохнуть человеческое в Равна… но крупный капитал неуловимым финтом оборачивает всё в свою пользу.

Последний вывод особенно важен по отношению к самому Ларсу фон Триеру. Режиссёр, выросший в семье родителей-коммунистов, поклялся не заниматься набившей с детства оскомину политикой. В «Боссе» он перебрал все возможности, и не одна из них не даёт удовлетворительного ответа. Дождёмся ли мы от него признания того, что родители, в конечном итоге, всё же были правы?

А впрочем, возможно кто-то не выносит мыслей не заставляющих думать, и занимается тут фантазиями и додумками. А Ларс фон Триер сработал банальную, тупую комедию. Ведь зачастую секс в офисе означает просто секс в офисе.


http://socialism.ru/cinema/review/direktoren-for-det-hele

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments