Alex Galler (borenboym) wrote in kinoclub,
Alex Galler
borenboym
kinoclub

Categories:

Остров, 2006. Реж. Павел Лунгин



Остров
2006
реж. Павел Лунгин


Ну вот и я, наконец, созрел, посмотрел. Писать о кинематографических достоинствах или недостатках этого фильма как-то неловко – слишком деликатная у него тема: вера, грехи, взаимоотношения с Богом... В принципе, авторы ленты говорят правильные вещи, и кино получилось вполне полезное - «заставляет задуматься» (с). И ведь, правда, не всё ж дозоры да бумеры, а тут, может, кто-то – пусть бессознательно – шепнёт хоть разок: «Господи, помилуй мя…».

Однако, как говорила Герцогиня: «Видала я такие горы, рядом с которыми эта – просто канава». То есть, если по совести, Лунгин, замахнувшись в буквальном смысле - на святое, увы, не сдюжил поднять идею на должную высоту. Кишка тонка. Впрочем, оно и понятно: Лунгин - не Тарковский, не Бергман и не Триер. Только вот в данном контексте - либо пан, либо пропал. Третьего, так сказать, не дано.

Заявленная драма представляет собой чрезвычайно шаткую конструкцию, которая ходит ходуном, поминутно соскальзывая в водевиль. Большинство персонажей – такого лубочно карикатурного абриса, что даже как-то стыдно. Нужной высоты ноту Лунгину удаётся удержать, лишь демонстрируя в кадре суровую красоту северных пейзажей. Ну и ещё пару раз, когда на фоне этих пейзажей появляется гениальный Мамонов - один.

Всё остальное время Лунгина постоянно заносит в какую-то, простите, похабень. Концентрация всевозможных чудес на метр плёнки наводит на мысли о Гарри Поттере, которого так не любит официальное православие. Вот трогательная сцена, когда отец Анатолий /Петр Мамонов/ молитвой ставит на ноги хроменького мальчика-инвалида. Вот эпизод, в котором он же предсказывает юной девице будущее и отговаривает глупую делать аборт. И, наконец, сеанс экзорцизма с одержимой бесом артисткой Исаковой – это, извините, просто за гранью добра и зла. Осталось только прозреть слепому и мёртвому подняться из гроба. Впрочем, один персонаж в картине таки возвращается с того света.

Скатиться целиком в балаганное представление с дешёвыми трюками фильму не позволяет присутствие Мамонова, который органичен и достоверен в любой ипостаси своего героя – будь то мятущийся грешник, юродствующий старик или святой праведник. Однако спасти картину Мамонову всё-таки не удаётся.

Но, возможно, я чего-то не понимаю. Возможно, «Остров», какое-то совсем «другое кино», которое призвано говорить со зрителем о сложных вещах "простым" языком. Сборы в России - $2 495 000 – свидетельствуют о колоссальной популярности фильма. Во время трансляции по телевидению его, говорят, посмотрели 41% взрослого населения страны. И весь интернет буквально испещрён восторженными отзывами благодарной публики. Я вот тут почитал:

«Этот фильм нельзя осуждать, рекламировать или критиковать».

«В наше грешное, мрачное и жестокое время это необыкновенно важно — хоть кому-то открыть глаза на свет!».

«Фильм из тех, что надо показывать своим детям».

«Картина «Остров» — яркий пример православно-христианкого ответа (если не сказать военного удара) по голливудскому киносатанизму в духе «Кода да Винчи». Царство тьмы реально и каждый из нас, принимая под видом развлечения предлагаемую Голливудом отраву в виде «Пиратов Карибского моря», очередных похождений Джеймса Бонда или кибер-панковой «Матрицы», невольно превращается в марионетку, подчиняясь (пусть даже помимо своей воли) антихристианской духовной западне».

«Когда показ «Острова» закрывал Венецианский кинофестиваль-2006, то часть находившейся в «невесомости» западной публики, отказалась после просмотра от посещения светского гала-фуршета. Вот она — целительная сила русского православного искусства».


Мда. Ну, что тут скажешь. Садись, Лунгин, пять.

/на картинки можно кликать/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 38 comments