moskovitza (moskovitza) wrote in kinoclub,
moskovitza
moskovitza
kinoclub

Category:

Мировой парень вдали от России.


Посмотрев этот фильм, понимаешь, что гонки на грузовиках могут быть не только жевачкой для глаз. Они могут быть и потрясающей кинометафорой жестокой борьбы, преодоления себя и своих низменных страстей, желания отдать всего себя Родине. После этого фильма толкотня грузовиков в трэшевом «Крепком орешке 4.0» покажется ездой юных помощников ГАИ по учебной площадке. А уж вид «крутых водил» из французской киноподелки «Пекло», испугано жмущихся друг к другу в кабине здоровенного грузовика и вовсе может вызвать гомерический хохот. И невольно подумается: а ведь Луи-Паскаль Кувелер наверняка не смотрел «Мирового парня» и потому не знает, как выглядит хорошо разыгранная на фоне мощных грузовиков история дружбы и предательства, искушения и ненависти, профессионализма и патриотизма. Пожалуй, только «Плата за страх» с бесподобным Ивом Монтаном может приблизиться по качеству к «Мировому парню».

Да, речь идет именно о лучшем из российских cпортивно-приключенческих фильмов – героическом и в то же время пронзительно лирическом «Мировом парне». Создатели картины с первых минут погружают нас в круговорот событий. Несколько автомобилестроительных компаний представляют свои могучие грузовые машины на международном авторалли в одной из стран Востока. Выигравший ралли производитель получит хороший заказ. Наш профессиональный гонщик тяжело заболел, и простому советскому инженеру Виктору Логинову, приехавшему за рубеж в качестве технического представителя Минского автозавода, пришлось занять место за рулем. Виктора ждет нелегкая трасса по горным перевалам и бездорожью, где опасность исходит и от природы и от людей - бесчестных иностранных конкурентов. Ведь среди опытных асов Виктор - новичок, откровенный аутсайдер, и многие представители зарубежных фирм заинтересованы в том, чтобы он проиграл. Тогда путь советской машине – а в ее роли снялся уникальный МАЗ-516 с третьей "вывешиваемой" осью - на мировой рынок будет закрыт...

Гонка посылает Виктору – в его роли снялся секс-идол советского кино тридцатилетний Николай Олялин – одно испытание за другим. Конкуренты даже закрашивают лобовое стекло машины, чтобы Виктор угодил в пропасть! Сейчас трудно представить в роли Логинова кого-либо другого - артист стал живым воплощением патриотизма в советском кино. Особую достоверность образу придает то, что Олялин сам за рулём МАЗа прошёл всю трассу.

Но по настоящему становится страшно за героя, когда конкуренты под видом переводчицы подсылают к нему неотразимого инкуба - роскошную хищницу Делию Уэйд. Ее с холодным презрением сказанные слова: «Судьба всех вторых - глотать чужую пыль» - звучат, как издевка над советским инженером, которому стоит большого труда преодолеть притяжение порока. Несомненной удачей режиссера стало приглашение на эту роль несравненной Любови Румянцевой, высоко ценимой именно за свою западную внешность и затягивающую глубину глаз (именно этим прославилась она на весь мир в роли итальянки Джулии в фильме «Альпийская баллада»).

На протяжении всего фильма зритель, сжав кулаки, смотрит как мужество, взаимовыручка и уверенность в себе помогают Виктору Логинову преодолеть все этапы этой сложнейшей гонки. На премьере фильма в 1972 году в московском кинотеатре «Минск» весь зал кричал вместе с героем Николая Олялина, крушащего закрашенное лобовое стекло разводным ключом: "Ну давай, МАЗ, ведь ты же не пижон, ты - работяга!".

Фильм о том, как простой советский инженер проявил чудеса героизма и победил всех своих соперников, не мог не оставить равнодушным зрителя. Это уже потом экраны захлестнула мутная волна фильмов, дискредитирующих профессию инженера, наподобие поделки 1983 года «Безумный день инженера Баркасова». Разумеется, критика того времени не упустила случая показать свою оторванность от народа, упрекая фильм в примитивности, поверхностности и ходульности образа центрального персонажа. Зрители же фильм полюбили раз и навсегда – для многих пацанов, мечтавших связать свою жизнь с автохозяйством, он стал культовым. Ведь как раз в то время разворачивалось строительство в Набережных Челнах...

Фильм полюбился именно своей мирной патриотической интонацией. Гонка смотрелась не как кровавое зрелище, а как соревнование добра и зла. Неудивительно, ведь фильм был снят задолго до того как гонки «Париж-Дакар» превратились в кровавую ярмарку тщеславия автоконцернов. Это сейчас организаторы ралли уже знают - не будет смертельного сафари на детей в Гвинее и Сенегале – не будет и спонсоров, не устроить массовый падеж гонщиков – не будет и популярности в прессе.

Славу «Мирового парня» во многом определило содружество мировых парней режиссера Юрия Дубровина и сценариста Тихона Непомнящего. Юрий Николаевич Дубровин (1937-1983) прожил короткую, но яркую жизнь. Он уже в 22 года окончил актерский факультет ВГИКа, но оставил блестящую карьеру киноактера (чего стоит одна его роль Самойло Петелькина в неореалистическом фильме «Хлеб и розы»), чтобы снимать свое кино. Успех первой полнометражной картины «Мировой парень» был оглушителен и Дубровин продолжал работать, но становился все более неудобен киноначальству. В начале 80-х Юрий Николаевич вступил в судебную тяжбу с киностудией, отстаивая свои права на новый фильм, а в ночь на 28 июня 1983 года выпал из поезда на подъезде к Орше.

Сценарист Тихон Алексеевич Непомнящий пришел на студию «Таджикфильм» с двумя сценариями о героизме советских гонщиков в 1964 году. По иронии судьбы именно в тот год на экраны вышел хваленый французский боевик Анри Вернея «Сто тысяч долларов под солнцем» с гонками на грузовиках по африканской пустыне. Простоватые Вентура и Бельмондо, конечно, не смогли добавить фильму психологического драматизма, а их экранные стычки сейчас не вызывают ничего кроме усмешки. Сценарии Тихона Непомнящего давали режиссерам гораздо больше возможностей для создания интересного кино. Тогда худсовет "Таджикфильма" забраковал сценарий «Мирового парня», и в работу пошел сценарий, ставший прекрасным фильмом «До завтра...». Фильм Александра Давидсона, который и сейчас смотрится легко и с интересом, не в последнюю очередь благодаря запоминающейся музыке Микаэла Таривердиева, рассказывает о том, как молодой гонщик Джалил поссорился с хозяевами фирмы, которые намеревались купить большую партию автомобилей «Волга». Конкуренты предлагают Джалилу отомстить обидчикам: он выступит гонщиком «Волги» на закупочном ралли, придет к финишу последним, сделка сорвется, а за это он получит «Фиат». Но герой, влюбленный в советскую машину, вырывается вперед... После успеха «Мирового парня» сценарист полностью отдался своей страсти – научной фантастике (кстати, фантастические рассказы писал и Юрий Дубровин). Его книгами – «Казуаль», «Бумеранг Зорича», "Московская жизнь Ковбоя" - и сейчас зачитываются истинные любители этого жанра. В «Завтрашней погоде» Непомнящий одним из первых поднял тему научного перевода России на субтропический климат.

Нельзя не вспомнить и визитную карточку фильма – песню «Берёзовый сок», блестящее творение поэта Михаила Матусовского и композитора Вениамина Баснера, принесшее славу «Песнярам». Пеню эту пели и неистовый Эдуард Хиль, и озорной Лев Барашков, но всенародно любимой она осталась в исполнении «Песняров» и Леонида Борткевича.
Священную память храня обо всём,
Мы помним холмы и просёлки родные.
Мы трудную службу сегодня несём
Вдали от России, вдали от России.

К счастью сейчас, когда возрождается Россия, пришло время вспомнить и о «Мировом парне». Недаром так назван всеармейский военно-спортивный конкурс, участниками которого стали военнослужащие-контрактники из всех военных округов, флотов и родов войск. А наши молодые кинематографисты сейчас снимают фильм "Мустанг", сюжет которого так напоминает «Мирового парня», перенесенного в наши дни. Российская государственная компания отправляет на выставку вооружений в Абу-Даби свою новую разработку – броневик "Мустанг". Броневик выступает конкурентом продукции западного военно-промышленного концерна и на карту ставится заключение большого контракта на поставку военной техники. На сопровождение техники, для обеспечения безопасности, откомандирован офицер спецназа Сергей Кольцов. Но конкуренты не дремлют. Сделав ставку на физическое недопущение российского броневика на выставку, они провоцируют аварийную посадку перевозящего технику самолета на заброшенный аэродром в нейтральной зоне между Ираком и Саудовской Аравией. Несмотря на козни врагов, Кольцову и его спутникам удается добраться до выставки. Побеждает мужская дружба, взаимовыручка и, разумеется, любовь. Пожелаем удачи создателям фильма и закончим рассказ о «мировом парне» песней "Березовый сок".


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments